Какие особенности декоративного натюрморта?

В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность, внести в нее свои индивидуальные оттенки, мысли, чувства.

Это называется стилизацией. В процессе работы над стилизацией происходит обобщение изображаемых предметов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

Декоративный натюрмортДекоративный натюрморт. 1 этап. Трансформация силуэтов

Натюрморт в дословном переводе – «мертвая натура», но рисуя неодушевленные предметы, можно много узнать о жизни людей разных времен и народов.

Рассматривая картины с натюрмортами, мы видим мир в изображении художника радостным и торжественным, нежным и певучим, а порой мрачным и тоскливым. Иногда натюрморт является частью картины. Предметы рассказывают о человеке и времени, отраженным в произведении изобразительного искусства.

Задание по композиции «Декоративный натюрморт» выполняется на 4 курсе во втором полугодии. Для работы над этим заданием необходим некоторый опыт работы над натюрмортом, творческая фантазия.

Учащиеся должны умело применить накопленный за время обучения опыт по рисунку, живописи, стилизации в композиции. Важно сохранить в работе единство пластического языка, элементов композиции, продумать колористическое и стилевое решение натюрморта.

То есть все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства – линия, фактура, цвет – должны работать на тему декоративного натюрморта.

Работа состоит из нескольких этапов. Выбор темы, линейные эскизы стилизованного натюрморта, по лучшему эскизу выполняются тональные и цветовые эскизы. Затем эскиз увеличивают, и натюрморт рисуют на большом формате гуашью. На дипломной практике этот натюрморт выполняется в технике коллаж из ткани.

Перед выполнением эскизов учащиеся знакомятся с работами художников. Изучение и переосмысление классического и современного материала способствует созданию самостоятельного, нового композиционного решения натюрморта. Работа начинается с выбора темы декоративного натюрморта.

Это может быть натюрморт для литературного персонажа «Алиса», праздничный натюрморт – «Пасхальный», для определенной профессии «Морской», «Путешественник», «Музыка». Может быть «Восточный», «Народный», «Осенний» натюрморт. Тем большое разнообразие. Композиция выполняется в разных форматах – вертикальный, горизонтальный, квадратный.

Нужно продумать масштаб изображения, линию горизонта.

Важное условие в композиции натюрморта – организованный центр (доминанта), которой может быть один главный предмет, или состоять из мелких по масштабу элементов, организованных в крупное пятно. Доминанта (зрительный центр) не должен быть в середине листа, его расположение определяется ритмическими взаимосвязями с остальными формами. Композиция натюрморта может быть статичной или динамичной.

Динамичности можно достичь с помощью линейного, пятнового ритма, разных по масштабу предметов, группировки мелких изображений в более крупные структуры, сгущения изобразительных элементов на одних участках плоскости и разряжения их на других. Контрастные пропорциональные отношения крупных и мелких предметов, противопоставления предметов и фона так же придают композиции динамичный характер.

Читайте также:  Рекомендации о том, как рисовать гуашью

Выбрав одну или две темы, учащиеся приступают к поисковым линейным эскизам. Эскизы выполняются в формате А-5. На первом уроке можно выставить в ряд вазы, кувшины и другие предметы, которые дети могут выбрать для своей композиции.

Так же могут быть представлены иллюстрации, фотографии натюрмортов разного колорита, контрастного, эмоционального звучания. Учащиеся уже знакомы с правилом «трехкомпонентности».

Как всегда в натюрморте должен быть один главный предмет – доминанта, привлекающий внимание, вокруг которого все располагается.

Это может быть красивый высокий кувшин, музыкальный инструмент, своеобразный по красоте букет цветов или какая-то вещь, принадлежащая литературному персонажу. Этот главный предмет нужно вычленить, сделать на нем акцент, можно утрировать на нем пластику, подчинив этому основному объекту все остальное в композиции.

На этом этапе в эскизах главное – пластика линий, трансформация формы.

Предметы в натюрморте можно переработать – преломлять форму предметов, изгибая и наклоняя их в сторону. Можно подчеркнуть характерное в форме предмета, утрировать ее, доведя до максимальной остроты. Округлить толстенький кувшин или сильно вытянуть удлиненную форму вазы.

Различная крутизна линий в форме кувшина, пропорции тулова, горловины, ручки и соответственно общая форма кувшина, вазы, различная фактура и цвет – все это по-разному эмоционально воздействует на человека.

Нужно создать образ предмета – кувшин тяжеловесный, «серьезный», прочно покоящийся на столе, другой – более стройный, благодаря вытянутости пропорций, удлиненной горловине. Пластика линий при этом должна оставаться единой для всех предметов
в натюрморте. Она может быть мягкая пластичная или жесткая угловатая.

Можно решить натюрморт на плавной тягучей пластике силуэтов предметов и драпировок и на введении такого же типа декора. Можно выполнить композицию из рубленых форм, с наклонными линиями, жесткими углами. Допускаются разные условности: вещи можно располагать, как бы, висящими в воздухе или на разных уровнях горизонта.

Например, основание кувшина фронтально, а горловину развернуть, чтобы видеть крышку, блюдо с фруктами нарисовать так, чтобы увидеть фрукты, которые лежат в нем. Как и любой натюрморт стилизованный должен быть уравновешен.

Работая над эскизами нужно передвигать предметы в композиции, менять их местами, увеличивать или уменьшать размеры, количество, добавлять драпировки, мелкие предметы для заполнения пространства – главное передать выбранную тему натюрморта. Все приемы должны работать на создание выразительности и образа натюрморта.

После того как расположение предметов найдено, нужно ввести внутренний декор – разбивку предметов на части, которые должны быть расположены с учетом формы предмета, условно передавать объем предмета.

Внутренний декор должен соответствовать внешней пластики линий. Это членение обусловлено техникой выполнения работы – коллаж из ткани.

Читайте также:  Узнаем, что такое эпидиаскоп

Разные по размеру кусочки будут в дальнейшем выкраиваться из ткани и приклеиваться на основу.

По лучшему эскизу выполняются сначала тональные эскизы (ахроматические). Среди изобразительных средств – светотень является важной, так как может использоваться и действовать самостоятельно.

Особенно яркий пример – черно-белая фотография. В композиции она служит одним из главных средств для передачи эмоций и настроения.

Например, темное – загадочное, таинственное, страшное, светлое – легкое, воздушное, радостное, серое – грустное, скучное, унылое.

В тональных эскизах делают композиции, состоящие из черного и белого цветов и их сочетаний разной светлоты, появляется богатство светлотных оттенков серого цвета. Располагая в разных частях композиции предметы разной тональности, можно гармонировать композицию и ее части. Темные светотени придают объектам массивность, светлые – легкость и воздушность.

Сильный светотеневой контраст выдвигает светлые объекты вперед, а более темные отодвигает назад. Минимальный светотеневой контраст (средние серые тональности) также отодвигает объекты назад. Применить мягкие тональные сочетания или активные контрасты – зависит от пластического решения натюрморта.

При создании тональных эскизов нужно добиться светотеневого равновесия.

После тональных эскизов можно работать над цветовыми (хроматическими) эскизами.

Как правило, если композиция в тональных эскизах хорошо сделана, ее будет легче делать в цвете, так как многие композиционные задачи будут уже решены. Нужно продумать цветовую гамму в соответствии с художественным замыслом, руководствуясь тональными эскизами.

На этом этапе цвет – выразительное средство для передачи настроения, образа и нужно использовать его для воплощения своих творческих замыслов. Цвета для нас выступают как носители определённого характера, настроения, чувства. Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие.

В колорите картин у художников легко увидеть основные массы цвета, отличающиеся одна от другой своим тоном. Отношения между ними могут создавать цветовые аккорды, гармонические созвучия, где каждый цвет как бы поддерживает другие, контрастно усиливает их насыщенность, светлоту или затемненность.

Но каждый цвет может быть еще, и разработан, раздроблен на множество оттенков, различных по светлоте и насыщенности, по теплоте или холодности. Такая разработка и создаёт ощущение цветового богатства.

Немалое значение для колорита имеет содержание изображений и общая задача произведения. Колористическая свобода, лёгкость обращения
с цветовой палитрой зависит от опыта, умения пользоваться красками. Выразительность и индивидуальная неповторимость колорита всегда связана с отбором и ограничением цветового набора.

От неразборчивого применения большого количества красок живопись вовсе не выигрывает в яркости, многоцветности или утончённости цветового решения, не приобретает никакой колористической определённости и эмоциональной выразительности. Сам процесс работы при этом затрудняется, делается во многом хаотичным.

Читайте также:  Для чего нужен грунт художественный?

Число более или менее случайно возникающих на палитре оттенков становится практически бесконечным, и потому порою бывает невозможно повторно составить нужный тон, изменить его в желаемом направлении. Четырёх-пяти безошибочно выбранных красок бывает порою совершенно достаточно, чтобы создать богатую по цвету, эмоциональную композицию.

Преобладание доминирующего цвета усиливает выразительность окраски других.

Считается, что близкие и выступающие цвета – красный, оранжевый, желтый, далекие и отступающие – синий, фиолетовый, зеленый, легкие цвета – светлые, темные – тяжелые. Одни цвета эмоционально воспринимаются как «теплые», другие «холодные».

Эти свойства цветов позволяют с их помощью визуально «передвигать» объекты композиции и создавать небольшую глубину пространства. На такие «движения» цветов влияют цвета, расположенные рядом. «Теплота» цвета зависит так же от окружения.

Сочетание и противопоставление «теплых» и «холодных» цветов являются одним из важных приемов организации колорита в декоративной композиции.

В цветовых эскизах нужно продумать и составить гармоничную цветовую гамму декоративного натюрморта. Часто колорит композиции определяется входящими в нее доминирующим цветом и его оттенками.

Например, если в композиции преобладают красно-сиреневые цвета, то при наличии в ней небольших пятен коричневого и желтого, она будет иметь красно-сиреневый колорит и в этом колорите восприниматься зрителем.

Таким образом, в цветовых эскизах решаются важные задачи – с помощью колорита композиции раскрыть ее содержание; передать определенные эмоции и настроение.

Создать композиционное единство с помощью общего доминантного цвета и его оттенков; составить цветовую гармонию, используя богатство количественных и качественных характеристик цвета (цветовая насыщенность, контраст, нюанс, яркость, сочетаемость и взаимовлияние цветов, «температуру» цвета и т.д.). Динамичный ритм в композиции имеет смысл подчеркнуть тональными и цветовыми контрастами взаимодополнительных цветов. Мягкую пластику изгибающихся форм можно наполнить нюансным колоритом родственных сочетаний.

Пройдя весь путь создания эскизов, работа увеличивается на формат А-2 и выполняется гуашью.

На дипломной практике этот натюрморт выполняется в технике коллаж из ткани. Для этого заранее подготавливаются кусочки ткани в соответствие с эскизом. Увеличенная работа служит «выкройкой».

Части предметов с помощью кальки переводятся, выкраиваются из ткани и наклеиваются на флизелин (клеевая ткань). Можно использовать в качестве дополнения декоративных эффектов – цветные жгуты, бусины и т.д.

Жанр натюрморта многообразен в плане изучения приемов декоративной стилизации. В работе над этим заданием важно обращать внимание на пластику форм, их выразительность и декоративность, правильном размещении предметов на плоскости. Возможностей для стилизации много, главное – все используемые приемы должны работать на выявление идеи, образа, быть продуманы.

Источник: http://polenovchtenia.org.ru/?page_id=534

Ссылка на основную публикацию