Для чего нужен грунт художественный?

Клееные грунты сильно впитывают масло из красок, и живопись на них имеет слегка матовую поверхность. Клеевой грунт несложно приготовить, он не требует длительной просушки.

В теплый 5 — 7 — процентный раствор клея постепенно, при непрерывном помешивании засыпают наполнитель до получения состава, похожего на жидкую сметану. Этот состав наносят на проклеенный холст широкой кистью или флейцем в два слоя. После нанесения первого слоя его сушат не менее 12 часов, слегка шлифуют пемзой или наждачной бумагой.

Виды грунтов для масляной живописи, их свойства и способы приготовления

Затем смахивают пыль и ворсинки и накладывают второй слой. В некоторых случаях наносится жидкий раствор 4 — процентного клея.

Избыток клея ведет к растрескиванию грунта и красочного слоя; от недостаточного количества клея грунты становятся рыхлыми и впитывают слишком много масла, нарушая этим прочность связи и вызывая сильное пожухание красок.

МАСЛЯНЫЕ ГРУНТЫ

Масляный грунт состоит из стертых на высыхающем растительном масле сухих пигментов. В качестве связующего лучше всего использовать льняное масло.

Для эластичности маслосодержащих грунтов добавляется незначительное количество касторового масла (на 10 граммов льняного масла — 1 грамм касторового).

Для приготовления масляных грунтов чаще всего применяют готовые неразбавленные масляные краски, которые наносят, тщательно разравнивая мастихином или шпателем, а затем флейцем.

Холсты с масляным грунтом требуют длительной просушки — около двух лет. Масляные грунты имеют глянцевую поверхность, не впитывают масло из красок, отчего связь между грунтом и красочным слоем оказывается непрочной, особенно при многослойной пастозной живописи.

Красочный слой в произведениях, написанных на холсте с масляным грунтом, не получая необходимого сцепления с глянцевой поверхностью, со временем начинает отслаиваться. Подобные разрушения имеют некоторые картины русских художников второй половины XIX века — И. Репина, М. Нестерова, В. Поленова и других.

ЭМУЛЬСИОННЫЕ ГРУНТЫ

Эмульсионный грунт приготавливают на эмульсиях из клея и масла, где масло в виде мельчайших частиц, во взвешенном состоянии, находится в жидком клеевом растворе.

По своим свойствам эмульсионные грунты стоят между масляными и клеевыми: если в эмульсионном грунте мало масла — он ближе к клеевому, если много — к масляному. Многие художники, применяющие для живописи этот вид грунта, с каждым последующим слоем увеличивают содержание масла в грунтовом составе.

Это обеспечивает постепенный переход от слоя проклейки к масляному красочному слою и способствует хорошему сцеплению холста с грунтом и грунта с красочным слоем.

Самым важным условием, от которого зависит качество грунта, является однородность эмульсии. При приготовлении клеемасляных эмульсионных грунтов масло тонкой струйкой вводится в теплый раствор клея, более концентрированного, чем это требуется, и с ним перемешивается.

В остаток воды, необходимой для доведения клеевого раствора до нужной концентрации, засыпают наполнитель. Полученную массу постепенно заливают в эмульсию, тщательно помешивая. Для получения более стойкой эмульсии в качестве эмульгатора можно добавить яичный желток (один желток на 200 граммов раствора), а затем насыпать наполнитель.

Яичный желток — прекрасная естественная эмульсия. Если его развести водой (1:2) и добавить мел или сухие белила, получится неплохой грунт.

Источник: https://gallerix.ru/learn/vidy-gruntov-dlya-maslyanoj-zhivopisi-ix-svojstva-i-sposoby-prigotovleniya/

Грунты для живописи

В статье рассмотрены различные виды грунтов, используемых в живописи для подготовки основ (холстов, деревяных и металлических поверхностей и т.д.) под последующие красочные слои. Приведён их состав, рассмотрены основные достоинства и недостатки.

Грунт является промежуточным слоем между уже хорошо проклееной основой и красочным слоем и необходим, главным образом, для адгезии краски.

Он также предохраняет красочный слой от негативного колебания основы из-за температурных и влажностных изменений окружающей среды.

При рисовании на металлических поверхностях пигменты краски могут вступать в металлом в химическую реакцию. В результате этого явления может произойти побеление работы на металлической основе, а также скорое разрушение всего красочного слоя.

Как правило, в состав любого грунта входит: клей, пигмент, наполнитель и различные пластифицирующие вещества. Разберём каждую компоненту грунта поотдельности.

Клей необходим для связи с основой. При недостатке клея в грунте идет разрушение структуры грунта – расслаивание, рыхлость и осыпание. Высокое содержание клея при его высыхании ведет к кракелюру (многочисленным трещинкам) с поднятыми краями кусочков краски. Порой художники прибегают к подобной технике для достижения эффекта состарившейся картины, что довольно красиво смотрится в интерьере.

Пигмент для придания цвета. Его отсутствие ведет к чрезмерному впитыанию связующего. Живопись может преобрести эффект меления. Исключение — левкас для яичной темперы не трубет пигментов.

Наполнитель нужен для впитывания связующего. Его отсутствие в грунте ведет к отсутствию адгезии. Исключением является казеиновый грунт, который не требует наполнителя.

Пластифицирующее вещество необходимо для эластичности клея и для предотвращения появления крупносетчатого кракелюра.

Виды грунтов

Клеемеловой грунт – (основа темперной живописи)

Использовался до 18 века только он. Является самым впитываемым грунтом. Не пригоден для масляной живописи. Незаменим в яичной темпере.

Может применятся для дерева, ДСП, ДВП. На холсте и картоне нельзя использовать из-за подвижности основ.

Состав из животного клея, мела или гипса.

В качестве пластификатора – олифа или льняное масло.

В качестве клея исп. клейстер (пшеничный клей), мездровый (из шкур), перчаточный, пергаментный , кроличий, рыбий, осетровый.

Наполнитель – обмоченный мел, обработанный гипс.

Антисептик – фенол или каталин.

Перед грунтом процарапать поверхность, затем намазать 5-7% клей, приклеить паволоку и наносить грунт. Нанесение от толстых до тонких слоев. Каждый слой шлефуется.

Минус клеемелового грунта – восприимчивость ТВР, биологич. возд.

Клеевой грунт для масляной живописи

Широкое применение началось с 19 века. Связано с необходимостью тянущегося грунта.

Отличие грунта от предыдущего – добавление пигмента (белила, регулирует тоновые перепады), меда или глицерина в кач-ве пластификатора. При толстом слое разрушения начинаются в самом грунте.

Св-ва те же, но снижается впитывающая способность.

— попытка заменить животный клей. Состав: мел, вода, казеиновый раствор

Казеин – молочный продукт, является клеем и наполнителем. Считается одним из самых прочных и безвредных клеев.  Казеиновый клей дает наилучшее сцепление с масляными красками.

Отриц. Особенность: наносится максимально тонким слоем, покрывается кракелюром.

Эмульсионные грунты с 18 в. — клеевой грунт с добавлением масла и цинковыми белилами. Менее тянущийся чем клеевой. Масло мешается с водой. Эмульгатор – яйцо, для совмещения масла с водой. Масло уменьшает тянущее свойство при высыхании.

Первый слой клеевой, затем наносятся слои с большим содержанием масла.

Положительные св-ва:

  • Меньшая подверженность ТВР
  • Более высокая эластичность
  • Применение для гладкой масляной живописи

Отриц. Св-ва:

  • Сложность приготовления и нанесения
  • Потемнение живописи

Можно использовать дерево, картон и холст.

Полумасляные грунты – по своему составу это любой из перечисленных грунтов. Исп. с 16 в. В Европе. В России с середины 17 века.

Завершающим слоем является очень тонкий состав из пигмента и осветленного масла + длительное просушивание около месяца.

Положительные св-ва:

  • Подходит для любой основы (исключение – штукатурка)
  • Возможность писать без фактуры
  • Отсутствие прожухания (без матовой поверхности) красочного слоя
Читайте также:  Какие принципы равновесия в композиции?

Отриц. Св-ва:

  • Долгое высыхание
  • Опасность нарушения технологич. Процесса в первом слое

Масляный грунт с 16 века.

Особенность: состоит из пигмента (свинцовые белила), обработанного масла, пластификатор – касторовое масло. Используются натуральные пигменты, так как они обладают высокой пористостью (способность хорошо впитывать пов-ть). Требуют длительной просушки — 6 месяцев. Требует проклейки.

Масляные грунты имеют глянцевую поверхность, не впитывают масло из красок, отчего связь между грунтом и красочным слоем оказывается непрочной, особенно при многослойной пастозной живописи. Красочный слой в произведениях, написанных на холсте с масляным грунтом, не получая необходимого сцепления с глянцевой поверхностью, со временем начинает отслаиваться.

Используется для холста, дерева, металла, при условии отсутствия фактуры.

Положит. Св-ва:

  1. Эластичность;
  2. Идентичность красочного слоя грунту;
  3. Наименьший уровень прожухания.

Отриц. Св-ва:

  1. Низкий уровень адгезии
  2. Опасность попадания масла в холст

Синтетический грунт на основе ПВА

в последнее 10 летие 20 в., связано возникновение с открытием полимеров.

Грунт эластичный, не подвержен ТВР. Хорошая клеющая способность.

Используется много слоев для создания эффекта «под нож» — очень гладкая поверхность.

Наполнитель – мел.

Пигмент – сухие цинковые белила.

Добавление дибутил фтора.

После высыхания каждый слой прошкуривается. Этот грунт синтетический, поэтому не используется в реставрации.

Акриловый грунт – наиболее современный. Состоит из акриловых синтетических смол. (поли бутил метакрилат), сухой пигмент, наполнитель, синтетич. Добавки.

Отличие от других грунтов – новый вид адгезии – вплавление — самая прочная связь слоев

Положит. Св-ва:

  • Самая большая пластичность;
  • Неподверженность ТВР колебаниям;
  • Простота в использовании, нет сседания.

Отриц. Св-ва:

  • Неизвестно что будет с картинами спустя длительное время;
  • Пропускает статическое электричество, которое притягивает пыль.

Имприматура – первый красочный слой, цветовая подготовка, добавляет колористический тон всему произведению. Все цвета кроме белого.

Связующее берется в той технике, которая используется в красках. Имприматура не является обязательным этапом работы. Используется для ускорения работы.

Источник: http://www.juvusart.com/ru/library/48-grunty-dlya-zhivopisi

Грунт художественный

Грунт (в живописи) — промежуточный слой, наносимый на основу (поверхность стены, доски, холста, картона) с целью обеспечить её прочную связь с красочным слоем, а также создать для живописи желаемые цветовой фон (белый, коричневый, серый) и фактуру (гладкую, зернистую и др.).

Грунт для холста

Грунтуют холст для того, чтобы масло не впитывалось в ткань, краски не жухли и не проникали через поры не обратную сторону картины. Грунт — это связующее звено между холстом и красками. Писать на незагрунтованном холсте нельзя.

Грунтовый холст не должен расклеиваться, если провести с обратной стороны ногтем. Грунт должен быть ровным, белым, сохраняющим фактуру переплетений нитей, закрывающим все поры между ними.

Для масляной живописи существует 4 вида грунтов:

  1. Клеевой,
  2. Эмульсионный,
  3. Полумасленный,
  4. Масленый.

Клеевой грунт состоит из одной части сухого клея, 4 части белил или мела и 15 частей воды, также добавляют несколько капель касторового масла, являющимся пластификатором.

Для приготовления клея его предварительно надо замочить, а затем варить на водяной бане при температуре 65-70°.

Белила или мел следует предварительно размочить в воде, это необходимо для предотвращения их комкования при введении их в клей. Наносить грунт надо теплым.

Следует помнить, что замена цинковых белил мелом усиливает свойственную эмульсионному грунту способность впитывать масло из красочных пигментов, что значительно понижает прочность наносимых красок, при этом потеря красками связующего — масла делает живопись матовой.

Эмульсионный грунт для холста. Для современной станковой живописи используются главным образом холсты, покрытые эмульсионным грунтом, так как он является самым практичным.

Читайте также:  Узнаем, как рисовать тушью

Грунт представляет собой клеемасляную эмульсию, в которой наполнителем служат цинковые белила. Пластификаторами грунта являются глицерин или касторовое масло. Антисептиком, предотвращающим образование плесени на грунте, служит пентохлорфенолят натрия. Его вводят в последнюю очередь. Для ускорения получения высокодисперсной клеемасляной эмульсий, применяют эмульгатор — ОП-7.

Клей готовят так же, как и при клеевом грунте. Одновременно в небольшом количестве воды замачивают цинковые белила. В подготовленный клей, разбавленный теплой водой до нормы, вводят высокосортную льняную олифу (согласно рецептуре).

При вливании олифы клеевую воду интенсивно размешивают.

Олифу вливают небольшими порциями, так как, размешивая клей ручной мешалкой, довольно трудно получить качественную эмульсию, но при наличии эмульгатора ОП-7 можно получить эмульсию более высокого качества.

Масленый грунт представляет собой масленые белила. Ими покрывают проклеенный холст.

Грунты тонированные. Цвет грунта влияет на колористический эффект картины. Грунт тонированный имеет решающее значение для оптического смешения красок.

Чтобы получить тонированный грунт, в него вводят соответствующий пигмент или же белый грунт тонируют масляной краской, разведенной пиненом. Прозрачные краски, положенные на цветной или тонированный грунт, придают живописи глубину, выразительность и насыщенность тона.

При применении лаков можно достичь некоторой прозрачности и кроющих красок, но с очень ограниченными цветовыми диапазонами.

В практике живописи художники обычно пользуются белым, светло-серым, красным, коричневым, темно-коричневым и другими цветными или тонированными грунтами. Белый грунт почти полностью отражает свет и увеличивает интенсивность красок. Темные грунты придают краскам глубину при нанесении пастозного слоя, например, белил.

Часто цветные и тонированные грунты в некоторых местах оставляют совсем незаписанными или слегка покрывают прозрачными или полупрозрачными красками.

Рембрандт предпочитал грунт черный с сероватым оттенком; Рубенс — красно-коричневый и умбристый; Левицкий — нейтральный зеленый; Боровиковский пользовался нейтральным серым грунтом; Брюллов применял светло-коричневый; Александр Иванов тонировал грунт светлой охрой; Репин писал на белых грунтах.

Для получения тонированного грунта в него вводится какой-либо из пигментов, например: окись хрома, охра светлая, охра красная и др.

Грунт для картона

Эмульсионный грунт для картона. Предварительно картон проклеивается с двух сторон техническим желатином или качественным столярным клеем. Проклейка картона производится 4-5 — процентным раствором теплого клея.

Перед нанесением клея картон закрепляют гвоздиками на фанере или подрамнике. Клей наносят широким флейцем или сапожной щеткой ровным слоем (без следов флейца или щетки).

Когда на одной стороне картона клей высохнет, проклеивают вторую сторону и после полного просыхания клея приступают к нанесению эмульсионного грунта.

Для того чтобы приготовить грунт необходимо предварительно в небольшом количестве воды замачить цинковые белила или мел и пигмент, если необходим тонированный грунт, с тем чтобы цинковые белила или мел (как и пигмент) пропитались водой и не комковались в приготовленной эмульсии.

Заранее приготовленный клей растворяют в общем, количестве воды, а затем очень небольшими порциями в этот раствор вливают олифу, тщательно перемешивая клеевую воду. В полученную эмульсию добавляют замоченные белила или мел, также тщательно размешивая жидкость. Приготовленный состав подогревают и перемешивают для равномерного смачивания белил или мела клеем и обволакивания маслом.

Эмульсионный грунт наносится на картон в 2-3 слоя каждый раз после полного просыхания предыдущего слоя. Картон просушивается в подвешенном виде, так как в вертикальном положении происходит более равномерное просыхание грунта.

Для предотвращения пожухания красок рекомендуется грунтованный картон протирать тампоном, пропитанным смесью живописного масла и лака, взятых в соотношении 2:1, или уплотненным маслом № 1 или № 2.

Источник: https://paintingart.ru/articles/technologypainting/ground.html

Ссылка на основную публикацию