На последнем занятии мы изучили основные, формирующие пропорции и их точки привязок на теле человека и на практике вы должны были заметить некоторое разнообразие. Наиболее очевидна разница между мужчиной и женщиной, но иллюстратор должен быть знаком и с возрастными изменениями (по мере старения), и с типами.
Мужские и женские пропорции имеют различия из-за разницы скелетов (или их частей), определяющих пол. Имейте в виду, однако, что по вертикальной оси нет никакой разницы: суставы не двигаются вверх или вниз.
Мужские и женские пропорции тела
Разница относится больше к осям по горизонтали и связана с шириной в определённых местах тела. Как будет выглядеть рисунок основы женской или мужской фигуры? На структурном уровне, с которым мы работаем, есть только одно основное различие, остальное — небольшие вспомогательные детали.
Соотношение плечи/бедра
Основным будет различие в соотношении ширины плеч к ширине бёдер. Женщины имеют гораздо более широкую тазовую кость, чем мужчины, поскольку они должны будут выносить и родить ребёнка. Этот единственный факт влияет на строение всего тела.
Это значит, что, если у женщин бёдра самая широкая часть, а талия, по контрасту — самая узкая, то у мужчин самая широкая часть — плечи и ширина талии едва отличается от ширины бёдер. Общий женский силуэт напоминает песочные часы, в отличие от мужского, в форме трапеции.
Чтобы дать представление о соотношениях (довольно общие, потому что их нужно точно измерять каждый раз), к нашей основной фигуре (посередине) я добавила направляющие линии по бокам, на ширину головы в каждую сторону. Эти линии отмечают жёлтые зоны, где находятся плечи и кости таза фигуры.
Чтобы превратить базовую фигуру в женскую, надо раздвинуть тазовую кость до границ жёлтой зоны. Плечи могут быть разными, но всегда в этих пределах. (Обратите внимание, как изменяются ноги: бёдра снижаются к коленям, которые остались на своём месте, гораздо более широким конусом. Мужские ноги смотрятся более вертикально в сравнении с женскими).
Для нейтральной мужской фигуры тазовая кость должна быть уже плеч, вынесенных за жёлтую зону. Здесь снова могут быть варианты, но плечи всегда стремятся наружу жёлтой зоны.
Это сказывается на расположении рук, что видно на предыдущем рисунке и наблюдается в жизни: локти женщин больше прижаты к телу, а в покое следуют его очертаниям. У женщин руки всегда прижаты к телу.
Тем временем мужские плечи, будучи «подальше», позволяют рукам свободно свисать вдоль туловища.
Мелкие различия
Линия талии и локти
У женщин линия талии находится на уровне пупка, а мужская намного ниже. Поэтому мужской торс выглядит длиннее.
Помню, как в начале своей карьеры одинаково рисовала торсы и линию пояса брюк для обоих полов и долго удивлялась, почему мужчины смотрятся неестественно.
Поэтому следите, чтобы не выровнять локти с этой явно заниженной талией! Точкой привязки локтевого сустава будет пупок, так что, в отличие от женской фигуры, у мужчин локти будут казаться выше уровня талии.
Округлости против угловатости
Собираясь рисовать очертания фигуры, правильным будет женскую фигуру делать округлыми линиями, а мужскую более угловатыми чертами, по общему впечатлению от типа телосложения.
В-общем, женское тело состоит из мягких округлостей: грудь и ягодицы, ведь известно, что в натуральном виде у женщин больше подкожного жира. Мужские фигуры угловаты и линии мускулатуры более резкие.
Конечно, здесь возможно много вариантов и надо подстраиваться — угловатыми штрихами рисовать сухощавых женщин, а мягкими рыхлых мужчин. Однако, обратите внимание, что на стройных телах живот женщин слегка выгнут, а ягодицы округлены.
Мужское тело более плоское в районе живота и ягодиц.
Тазобедренные суставы
Маленькая, но важная деталь: рисуйте женские тазобедренные суставы снаружи тазовой кости. Они визуально выступают на теле и это заметная особенность. Наоборот, тазобедренные суставы мужчин оставляйте внутри тазовой кости.
Другие детали
У обоих полов ладонь и стопа чуть шире половины лица. Но, относительно лица, у мужчин они длиннее.
Женский позвоночник более гибок и выглядит более дугообразно, чем у мужчин.
Ну и, наконец, мужчины выше ростом!
Насколько всё это важно?
Для иллюстрации посмотрите, как выглядит мужчина, изображённый в женских пропорциях и наоборот.
Даже с добавлением половых признаков, вроде волос и груди, благодаря пропорциям бёдра/плечи, тела выглядят иначе.
Мужские и женские тела могут иметь отклонения в ту или другую сторону от природных пропорций, как мы видели, но это не меняет облик кардинально. Беден тот художник, который рисует разнополые тела, опираясь лишь на поверхностные половые признаки. На следующем занятии мы поближе рассмотрим базовые типы тела (соматические), сложенные из комбинации костяка и мускулатуры.
Пропорции и возраст
В этом разделе описываются детали изменений пропорций с рождения до окончания роста, который знаменует собой конец отрочества и начало взрослой жизни.
Здесь есть возможность манёвра, поскольку люди не растут одинаково даже в одной семье, не говоря о мире.
Тем не менее, усреднённая модель полезна при отображении персонажа определённого возраста и мы ещё обратимся к иным деталям тела и лица.
Новорожденный (от 0 до 1 месяца)
Заметьте, какие в эту пору короткие бёдра: у взрослого в этом положении колени достают до плеч, а здесь бёдра и плечи едва ли не одной длины и поэтому колени и локти стыкуются.
В этом возрасте большую часть времени мы находимся в положении плода и, когда я говорю про общую длину, равную около 2,5 головы, ноги не учитываются.
А вот голова новорожденных выглядит непропорционально большой в сравнении с остальным телом.
Дети (от 1 месяца до 1 года)
К трём месяцам пропорции меняются несильно, но тело заметно толще и с вытянутыми ногами появляется впечатление резкого роста. Стоя (некоторые дети встают рано) 10-месячные уже похожи на малышей, но ещё с характерным признаком отсутствия шеи.
Малыши (от 1 до 4 лет)
Очевидно, что чей-то взрослый рост будет равен их двойному росту в возрасте 2 лет. В любом случае, малыши — самые маленькие люди, которые могут стоять вертикально, как и все. Голова по-прежнему очень велика для тела (уже близкого к его взрослому размеру), ноги короткие (чуть более трети общего роста, в отличие от половины для взрослого), и появляется шея.
Дети (от 5 до 11 лет)
Рост в детстве, конечно, продолжается, вы видите пример ребёнка между 7 и 9 годами. В этом возрасте дети более худощавые, поскольку младенческий жир сошёл (правда, позже, в период созревания, немного веса добавится).
Обратите внимание, что тонкая шея вырастает из почти горизонтальной линии плеча, потому что трапециевидные мышцы и мышцы шеи не развиты.
Я упоминаю эту деталь, потому что рисунок ребёнка с полностью развитой плечевой линией может невольно показаться очень странным!
Подростки (от 12 до 17 лет)
До этого этапа мы не делали различий между мальчиками и девочками, потому что половой диморфизм до этих пор не проявлялся.
Как вы знаете, мы определяем пол младших детей только по тому, как мы их одеваем и подстригаем, но в этом возрасте очень легко спутаться. Половая зрелость — это такой период жизни, когда гормоны прут и тело становится зрелым.
Женщины начинают созревать раньше, между 8 и 13 годами. Мужчины где-то с 9,5 до 14. На уровне конституции:
- Увеличивается разница между талией и бёдрами. Поскольку масса жира нарастает на животе, ягодицах и бёдрах, в этом блоке увеличивается объём, что является признаком полностью зрелой женщины.
- У мальчиков расширяются плечи.
У обоих полов голова по-прежнему больше, чем во взрослом возрасте, а конечности (кисти, ступни, даже руки и ноги) могут расти быстрее, чем остальные части тела, придавая нескладный и неуклюжий облик. То же самое происходит и у животных!
Следующим этапом роста является ранняя зрелость, где окончательные пропорции устанавливаются так, как они объяснялись в разделе, посвящённом мужчинам и женщинам.
На данный момент нет необходимости разбирать другие возрастные группы, потому что структура тела больше не меняется.
Я только упомяну, что в старости кости начинают терять массу, поэтому происходит потеря роста и тело может резко усохнуть, делая шею на вид короче и удлиняя руки.
И снова, насколько всё это важно?
Вот шеренга из четырёх человек…
Первые две фигуры точно пропорциональны своему размеру. Третья показывает, что получится, если нарисовать ребёнка, используя взрослые пропорции: крошечный взрослый! Это работает, если вы рисуете фею или муравья, но определённо не относится к ребёнку.
Верно и обратное: на четвёртой фигуре изображён вполне взрослый человек с детскими пропорциями. Взрослый, сформированный таким образом, выглядел бы неуместно, если бы даже его череп вырос таким большим.
Несмотря на неизбежные варианты из-за человеческого разнообразия, существует определённая минимальная высота, ниже которой взрослые пропорции просто выглядят иначе, чем норма. Маленькие женщины — это всего лишь «уменьшенные» женщины; если бы они были очень короткими, их пропорции имели бы слегка детские характеристики.
Верно и обратное: чрезвычайно высокие люди выглядят вытянутыми, а не просто увеличенными.
Несмотря на грубость наброска, мы можем разглядеть крепкого, высокого мужчину, взрослую женщину небольшого роста и подростка (или, возможно, девочку). Как можно судить об этом, когда нет внешних признаков, а подросток примерно того же роста, как женщина? Вся информация в пропорциях.
Начинающий художник подумает, что слишком сложно запомнить все приведённые схемы, но бессознательно мы носим в голове полный каталог шаблонов пропорций и понимание того, что они означают.
В этом изображении ваше подсознание не может пропустить контрольные подсказки широких бёдер женщины (признак зрелости) и неразвитое тело подростка (ни плечи, ни бёдра не расширились).
Это не означает, что вы не можете рисовать взрослых с сознательно недоразвитыми чертами (например, узкие плечи), но при неправильном отображении это может вызвать недоумение. Вы заметите, что рисунок взрослого человека выглядит не совсем правильно, но не сможете понять, почему.
Этнические признаки
Набор различий в пропорциях телосложения, о котором я говорила выше, зависит от культуры. Он растёт, если мы путешествуем или иным образом подвергаемся этническому воздействию, но это происходит и хорошо нам известно.
Вот почему нам, на западе, японские женщины часто кажутся моложе, чем они есть: на большинстве изображений их бёдра остаются более узкими даже во взрослом состоянии, чем у европейских женщин, таким образом сбивая важный визуальный стереотип.
Если мы нарисуем японскую женщину с тем же типом тела, что и у нашей «родной» европейской (включая более широкие бёдра), мы зададим себе вопрос, почему она больше похожа на европейку, чем на азиатку.
Усреднённые типы телосложения действительно меняются во всем мире, и, если вы проводите достаточно времени среди определённой группы или постоянно видите их в кино, вы узнаёте их по телосложению. Это большое исследование, для которого я сделала диаграммы в другом месте, но позвольте мне проиллюстрировать здесь очень вольно фундаментальное различие типов строения скелета.
Существуют десятки этнотипов, каждый из которых имеет свои особенности, но на самом базовом уровне строения скелета можно наблюдать общие различия между тремя крупнейшими этническими группами человечества.
Поскольку необходимое исследование выходит далеко за рамки этих занятий, я напишу, чтобы дать понимание: осознание чрезвычайного многообразия человеческой фигуры и, как это ни парадоксально, необходимость иметь общие черты в качестве отправной точки, нужны, чтобы не потерять основное строение, к которому мы все относимся.
Время практики
До следующей встречи попробуйте теорию на практике. Вот несколько способов её применения, чтобы подготовиться к уроку «Основы анатомии человека»:
- Наблюдайте, наблюдайте, наблюдайте! Смотрите на людей вокруг вас, мужчин и женщин, на этот раз с прицелом на то, что в их строении делает их разными. Смотрите на детей разного возраста, на людей разного этнического происхождения, в Интернете или лично.
- Выкопайте фотографии своего детства (или ваших детей) в разном возрасте и нарисуйте их основные фигуры. Не копируйте — создайте комбинацию впечатления и скелета, как мы это делали до сих пор. Будет особенно интересно, если вы сможете найти фотографии в похожей позе в разные моменты времени, так вы увидите, как изменяются пропорции.
- Нарисуйте толпу фигур различных пропорций из головы. Что-то выглядит не так? Если да, можете ли вы определить, почему?
Источник: https://design.tutsplus.com/ru/articles/human-anatomy-fundamentals-advanced-body-proportions—vector-19869
Идеальные пропорции тела человека
Идеальная фигура – какая она? На этот вопрос сложно ответить, поскольку определение данного понятия постоянно меняется в зависимости от пристрастий и эпохи. Однако наиглавнейшим показателем успеха, привлекательности и очарования во все времена была и остается пропорциональность.
Идеальные параметры в разные века
У любого поколения, народа, человека может быть собственное мнение о том, каковы идеальные пропорции тела мужчины и женщины. В палеолитические времена, как известно, красивой считалась женская фигура с более чем гипертрофированными формами – об этом свидетельствуют археологические находки.
Идеальные пропорции женского тела в период античности предполагали маленькую грудь, стройные ноги, широкие бедра. Для Средневековья канонами красоты были невыраженные талия и бедра, но при этом округлый живот. На пике моды в эпоху Ренессанса были пышные формы. И так продолжалось до эпохи классицизма.
Только двадцатое столетие внесло изменения в представление о том, какими должны быть идеальные пропорции тела человека. Теперь модно, чтобы девушка имела плоский живот и стройные ноги, а мужчина – мускулистую фигуру.
Каноны Поликлета
Систему идеальных пропорций еще в пятом столетии до нашей эры разработал древнегреческий скульптор Поликлет. Ваятель поставил цель с точностью определить пропорции тела мужчины в соответствии со своими представлениям об идеале.
Результаты его вычислений таковы: голова должна составлять 1/7 часть всего роста, кисть руки и лицо — 1/10 часть, ступня — 1/6 часть.
Однако современникам Поликлета такие фигуры казались чересчур массивными, «квадратными».
Эти каноны, тем не менее, стали нормой для античности, а также для художников эпохи Возрождения и классицизма (с некоторыми изменениями).
На практике разработанные идеальные пропорции тела человека Поликлет воплотил в статуе «Копьеносец». Скульптура юноши олицетворяет уверенность, уравновешенность частей тела демонстрирует могущество физической силы.
«Витрувианский человек» да Винчи
Великий итальянский художник и скульптор в 1490 г. создал знаменитый рисунок под названием «Витрувианский человек». Он изображает фигуру мужчины в двух позициях, которые наложены одна на другую:
- С разведёнными встороны ногами и руками. Эта позиция вписана в окружность.
- С ногами, сведенными вместе, и разведёнными руками. Эта позиция вписана в квадрат.
Согласно логике да Винчи лишь идеальные пропорции человеческого тела позволяют вписать фигуры в указанных позициях в круг и квадрат.
Теория пропорционирования Витрувия
Воплощенные в рисунке да Винчи идеальные пропорции тела взял за основу для своей теории пропорционирования другой римский ученый и архитектор Марк Витрувий Поллион. Позже теория стала распространенной в архитектуре и изобразительном искусстве. Согласно ей для идеально пропорционального тела характерны такие соотношения:
- размах рук равен росту человека;
- расстояние от подбородка до линии волос — 1/10 роста человека;
- от макушки до сосков и от кончиков пальцев до локтя — 1/4 роста;
- от макушки до подбородка и от подмышки до локтя — 1/8 роста;
- максимальная ширина плеч — 1/4 роста;
- длина руки — 2/5 от высоты человека;
- длина ушей, расстояние от носа до подбородка, от бровей до линии — 1/3 длины лица.
Понятие золотого сечения
Теория пропорционирования Витрувия возникла намного позже теории золотого сечения. Считается, что объекты, которые содержат в себе золотое сечение, являются наиболее гармоничными.
Египетская пирамида Хеопса, Парфенон в Афинах, собор Парижской Богоматери, картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», «Мона Лиза», работа Боттичелли «Венера», полотно Рафаэля «Афинская школа» были созданы по этому принципу.
Понятие о золотом сечении впервые дал древнегреческий философ Пифагор. Эти знания он, возможно, позаимствовал у вавилонян и египтян. Затем данное понятие употребляется в евклидовых «Началах».
Непосредственно термин золотого сечения в обиход ввел Леонардо да Винчи. После него этот принцип многие художники осознанно применяли в своих картинах.
Правило золотой симметрии
С математической точки зрения золотое сечение заключается в пропорциональном делении отрезка на неравные части, при этом к большей части весь отрезок относится так, как сама большая часть — к меньшей, то есть меньший отрезок к большему относится так, как больший — ко всему.
Если целое обозначить как С, большую часть — А, а меньшую — В, правило золотого сечения будет иметь вид соотношения С : А = А : В. Основные геометрические фигуры базируются именно на этой идеальной пропорции.
Рассматриваемое правило впоследствии превратилось в академический канон. Оно применяется в генных структурах организмов, строении химических соединений, космических и планетарных системах. Такие закономерности есть в строении тела человека в целом и отдельных органов в частности, а также в биоритмах и функционировании зрительного восприятия и головного мозга.
«Эстетические исследования» Цейзинга
В 1855 г. немецкий профессор Цейзинг выпустил свой труд, в котором на основании полученных результатов измерения около двух тысяч тел сделал вывод о том, что деление фигуры точкой пупа является важнейшим показателем золотого сечения.
Идеальные пропорции тела мужчины колеблются в границах среднего отношения 13 : 8 = 1,625 и подходят ближе к золотому сечению, нежели пропорции фигуры женщины, где среднее значение выражается в соотношении 8 : 5 = 1,6.
Такие показатели вычисляются и для других частей тела: плеча и предплечья, пальцев и кисти и так далее.
90-60-90 – идеал красоты?
В обществе идеальные пропорции человеческого тела пересматриваются примерно каждые пятнадцать лет. За этот период времени за счет акселерации представления о красоте подвергаются значительным изменениям.
Поэтому идеальные пропорции женского тела – это вовсе не пресловутые 90-60-90. Такие показатели подходят не для всех. Ведь каждая девушка имеет собственный тип телосложения, который передается по наследству.
Идеальные пропорции женского тела
В нашей стране сейчас многие принимают за идеал нормативы телосложения, составленные доктором А. К. Анохиным еще в конце девятнадцатого столетия. Согласно им, пропорции женского тела идеальны, если на 1 см роста женщины приходится:
- 0,18-0,2 см обхвата шеи;
- 0,18-0,2 см обхвата плеча;
- 0,21-0,23 см обхвата икры;
- 0,32-0,36 см обхвата бедра;
- 0,5-0,55 см обхвата груди (не бюста);
- 0,35-0,40 см обхвата талии;
- 0,54-0,62 см обхвата таза.
Свой рост (в сантиметрах) умножьте на цифры, приведенные выше. Затем сделайте соответствующие измерения частей тела. По результатам станет понятно, насколько вы соответствуете нормативам.
Пропорции тела мужчины
Множество разновидностей имеет современное представление об идеале мужской фигуры. На самом деле идеальные пропорции тела одновременно для всех мужчин назвать нельзя. Есть субъективные мнения, а есть реальность, которая создана статистикой и наукой.
И объективные данные свидетельствуют, что идеальное телосложение мужчины оставалось неизменным на протяжении тысячелетий. С женской точки зрения наиболее привлекательным считается V-образный торс, который обеспечивал своему обладателю во все века успех в обществе.
В настоящее время рассчитать идеальные пропорции тела можно разными способами: с помощью формулы Маккаллума, метода Брока или коэффициента Уилкса. Маккаллум, например, говорит о необходимости иметь одинаковую длину туловища и ног.
А размер грудной клетки, по его мнению, должен превышать размер таза (приблизительно 10 к 9). Грудь и талия должны соотноситься в пропорциях 4 к 3, а руки, разведенные в стороны, должны составлять рост мужчины.
Эти же параметры в своё время закладывались в феномен «Витрувианского человека».
Для мужчины идеальным ростом считаются 180–185 сантиметров. Вес в качестве эталона вряд ли стоит приводить, важнее его увязать с пропорциями тела и ростом. Ведь даже при оптимальном весе рыхлая фигура не принесет успеха её обладателю.
Источник: https://www.syl.ru/article/202019/new_idealnyie-proportsii-tela-cheloveka