Какая технология сусального золочения?

Реставрация объектов культурного наследия довольно сложный процесс, требующий высокую квалификацию мастеров, производящих работы. Соприкасаясь  с историей, и воссоздавая ее утраченные фрагменты, важно сделать так, как было в оригинале.

Ничего не испортить и не вносить свои корректировки  в ушедшие эпохи.  Вместе со всей сложностью – реставрация, ко всему прочему, является очень интересным процессом, объединяющим  множество направлений. Сегодня пойдет речь о позолотных работах, в частности о сусальном золочении.

Сусальное золочение: от А до Я

Технология золочения сусальным золотом

Сусальное золото — это тончайшие листы золота высшей пробы, наносящиеся на поверхность реставрируемых или декорируемых изделий. Данный вид позолоты пользуется большой популярностью в реставрации и восстановлении интерьеров и экстерьеров. Классическая и благородная техника золочения сусалью изобретена очень давно.

Если быть точным – 1700 лет назад.  В наше время данная технология  несколько модифицировалась, но не утратила своей популярности и широко используется в отделке интерьеров и реставрации старинных предметов.

Данный способ реставрации и декорации является  достаточно дорогим, ведь  для золочения используется настоящий драгоценный металл.

 Из чего изготавливается сусальное золото?

Тончащие листы сусали производят из золота высшей пробы. В зависимости от применения и для придания необходимых свойств и оттенка  в сусальное золото могут добавляться различные металлы: серебро, алюминий, медь и другие.

Оттенок сусального золота выбирается в зависимости от задумки реставраторов и желания заказчика. Например, для придания красного оттенка используется  сплав с медью. Чтобы получить зеленоватый оттенок – применяют сплав с серебром.

Основные достоинства применения сусального золочения:

  • используется настоящее золото ;
  • придает изделию или интерьеру дорогой и необыкновенный внешний вид;
  • не окисляется;
  • не тускнеет;
  • не теряет своих свойств с годами.

Оригинал и «золото заменитель»

Сусальное  золото – золото 96-й пробы изготовляется путем ковки и укладывается в книжки по 10 и по 60 листов.  Листы очень тонкие и измеряются микронами, поэтому различают сусальное золото по весу книжки. Требует тщательной и правильной обработки поверхности и большого опыта работы позолотчика-реставратора.

Дешево и сердитоТехнология золочения сусальным золотом

Поталь (шумиха) – металлическая фольга  или заменитель сусального золота. Изготавливается из недорогих металлов, поэтому стоит дешево. Один лист шумихи в несколько раз толще оригинального сусального золота. Это упрощает работу позолотчика и  не требует его высокой квалификации. Книжки по 25-30 листов.

Технологии нанесения сусального золота в реставрации.

В зависимости от материала обрабатываемой поверхности и месте его расположения (интерьер/экстерьер) используют три основных метода золочения:

  1. Масляное,
  2. Клеевое,
  3. Полиментное.

Технология золочения сусальным золотомМасляное золочение. Используется для реставрации и восстановления  предметов, подверженных атмосферному влиянию. Это церковные купола, решетки, ограды, кровля, Требования к материалу:  металл, гипс, папье-маше, дерево, стекло, фарфор.

Первым делом  очищают рисунок и подготавливают поверхность, шпаклюя дефекты в виде впадин, щелей, трещин и царапин. После тщательного высыхания, зачищают шпаклевку.  Далее, в зависимости от зернистости и пористости поверхности, наносят несколько слоев грунта,  минимум три слоя.

Грунт возможно подкрасить  разными цветами, для придания нужного оттенка позолоты. Когда грунт высох, его обрабатывают наждачной бумагой и очищают рисунок. Следующий этап —  6 до 10 слоев лака, со шлифовкой наждачкой после каждых 2-х или 3-х слоев. Далее следует полировка поверхности до блеска и покрытие масляным лаком. Последний этап  – покрытие сусальным  золотом  или поталью реставрируемой поверхности.

Использование технологии масляного золочения позволяет получить  разные виды позолоты — матовое, матовое бархатистое, под зерно и глянцевое  золочение.

Технология золочения сусальным золотомКлеевое золочение. Используется  при реставрации  интерьера и предметов интерьера, преимущественно  для золочения деревянных изделий. Также клеевое золочение используется для реставрации гипса, папье-маше.

По аналогии с масляным золочением сначала подготавливают поверхность и очищают рисунок орнамента , заделывая шпаклевкой крупные впадины, щели, трещины, царапины.  Далее, на высохшей  поверхности  зачищают шпаклевку и наносят на нее мездровый клей.

После – покрывают  левкасом –  смесь, состоящая из клея и мела. Наносят около 9 слоев с промежуточной шлифовкой и расчисткой орнамента. Последний слой обрабатывают мелкой наждачной бумагой  и полируют.

Места золочения смачивают водкой или спиртом, разведенным примерно до 25 градусов, и осторожно накладывают листы сусального золота. Подсохшую поверхность аккуратно обметают мягкой кистью, убирая излишки. При использовании технологии клеевого золочения, золото становится матовое. Однако, применяя  другие клеящие составы,  можно получить и глянец.

Читайте также:  Как выбрать кисти для живописи?

Технология золочения сусальным золотомПолиментное золочение.  Используется для реставрации предметов интерьера. Данный метод дороже предыдущих в несколько раз, так как требует дополнительной обработки поверхности и полировки золота. Однако получаемый эффект  золочения превосходит все остальные, поскольку золото полируется.  Полимент – это специально приготовленный состав,  основной компонент которого — мелкозернистая жирная глина  темно-красного цвета (болюс).

Повторяет технологию клеевого золочения до этапа нанесения левкаса со шлифовки слоев, далее идут изменения. Последний слой обрабатывают мелкой шкуркой и наносят приготовленный полимент, смешанный с яичным белком ( 5-б слоев). После полного высыхания  полимент полируют щетинной кистью или сукном.

Далее, как и в клеевом золочении, места нанесения золота смачивают водкой или спиртом разведенным примерно до 25 градусов и аккуратно накладывают листочки золота.

После того, как поверхность немного просохла, золото полируют агатовым зубком или аналогичным по свойствам камнем, после этого золото начинает блестеть.

Задача реставраторов. Как мы видим, существует несколько технологий реставрации золочения, и их выбор определяется многими факторами.

Однако достигаемый эффект зависит не столько от знания мастером технологий, сколько от опыта выполнения такой работы и квалификации.

Нашими реставраторами восстановлено большое количество изделий и помещений, требовавших воссоздания позолоты, в том числе – старинных предметов различных исторических эпох. Среди них следует отметить реставрацию в Золотой гостиной Аничкова дворца, реставрацию помещений в Павловской дворце, реставрацию Большой церкви в Зимнем дворце.

Существует множество получаемых эффектов  позолоты: матовая, с эффектом старения, глянцевая, золочение различными оттенками. Наши реставраторы с точностью воспроизведут эффект золочения, используемый при создании предмета.  Поэтому позолота будет выглядеть так же, как в оригинале.

Задача наших реставраторов —  не только воссоздать утраченную позолоту, но и сделать следы реставрации незаметными. Задача не из легких. Неаккуратно нанесенное покрытие ухудшает внешний вид изделия, а исправить неправильно сделанное иногда бывает практически невозможно. Поэтому доверять реставрацию позолоты интерьеров/экстерьеров  важно только опытным и квалифицированным  мастерам.

Технология золочения сусальным золотомТехнология золочения сусальным золотомТехнология золочения сусальным золотом

Источник: https://meander-group.ru/articles/susalnoe-zolochenie-ot-a-do-ya/

Процесс золочения сусальным золотом

Сусальное золото представляет собой тончайшие листы драгоценного металла толщиной до долей микрон. Такой необычный материал используется при золочении ювелирных украшений и других изделий, производство которых подразумевает покрытие из сусали. Листы делаются либо из чистого желтого металла, либо из его сплавов с серебром или медью.

Достичь минимальной толщины сусальных пластинок позволяют физические свойства золота – чистый металл отличается мягкостью и ковкостью. Самым простым примером предметов, покрытых сусалью, можно признать купола церквей, которые вот уже несколько веков традиционно отделываются листами тончайшими листами драгметалла. Как делают золочение сусальным золотом современные мастера?

Технология золочения сусальным золотом

Производство сусали

Мягкость и ковкость чистого золота позволяют раскатывать металл в очень тонкие листы. Благодаря этим физическим свойствам металла листы получаются без трещин и разломов, то есть не повреждаются в процессе изготовления. Сам процесс производства золотых листов начинается с отливки бруска.

Из металла отливают слиток с параметрами 20 х 5 х 1 см, а затем тщательно раскатывают его в полосу. Длина такой полосы может достигать 30 метров.

Технология золочения сусальным золотом

Как дальше работать с сусальным золотом? Полоска разрезается на квадраты, которые складывают вместе, разделяя бумажными листами. До того, как сусаль можно будет использовать для работ по золочению, эта книжка отправляется под молот, отрабатывающий около двух тысяч ударов.

Под ударами инструмента листы сусали становятся еще более тонкими и образуют своеобразную «лепешку». Из «лепешки» вырезают квадрат и вкладывают его в книжку.

Самым главным этапом производства сусали является отбивка золота молотом. Эта процедура очень трудоемка и сложна в исполнении. Молот должен ударять так, чтобы удары шли не только в определенной последовательности, но и с одинаковым усилием. Соблюдение этих требований является обязательным, так как обеспечивает одинаковую толщину золотых листов по всей их площади.

Технология золочения сусальным золотом

В одной книжке насчитывается до трех сотен сусальных листов, каждый из которых после процедуры отбивки становится в 10 раз больше.

Для наиболее полного представления процесса производства сусали рекомендуется ознакомиться с видео, отражающим каждый этап изготовления тонких золотых листов. Работа с сусальным золотом во многом зависит от качества листов. Если листы изготовлены в соответствии со всеми правилами, то позолота изделия также будет отвечать всем требованиям качества.

Читайте также:  Какие лучшие масляные краски для живописи?

Позолота сусаль

Сама технология золочения сусалью основывается на одном необычном свойстве золота: металл, раскатанный до очень маленькой толщины, на молекулярном уровне прилипает к гладким поверхностям.

Покрытие изделия сусалью представляет собой сложный процесс, так как работа с тончайшими листами драгметалла требует внимания и аккуратности. Отлить из золота изделие гораздо проще, чем покрыть то же самое изделие сусалью.

Необычное свойство позволяет использовать сусальное золото для украшения церковных куполов, статуй, фонтанных композиций, а также предметов мебели, используемых для создания роскошной обстановки. Технология нанесения материала на протяжении истории человечества менялась. Сейчас сусаль используют как упаковку для дорогих сладостей и даже как ингредиент кофейных и коктейльных напитков.

Технология золочения сусальным золотом

Среди способов золочения сусалью специалисты выделяют два варианта: крепление драгметалла на полимент и на мордан. В чем их отличие? Полимент представляет собой своеобразную основу, на которую крепят листы сусали. Основой состава полимента является глина, к которой в незначительных количествах добавляют мыло, белый пчелиный воск и китовый жир.

Особенностью этого способа золочения можно считать конечный результат: поверхность принимает вид настоящего золота и выглядит так, как будто сделана из металла. Крепление сусали на полимент требует больших финансовых и трудовых затрат, поэтому используется тех случаях, когда необходимо обработать поверхность, не подверженную воздействию внешней среды. Чаще всего так золотят мебель.

Что такое сусальное покрытие на мордан? Такая обработка изделия золотом позволяет придать его поверхности матовый эффект.

Для проведения процедуры используются материалы на растительных маслах, сам лак мордан готовится из масла льна и конопли с добавлением специальных компонентов. Обработать поверхность сусалью в этом случае проще и быстрее. Крепление на мордан позволяет декорировать самые разные поверхности, в том числе дерево, гипс, и мрамор.

Технология золочения сусальным золотом

Перед золочением на мордан поверхность изделия грунтуется киноварью, а затем протирается сукном для удаления неровностей. Подготовленная деталь покрывается морданом и высушивается в течение необходимого времени. В зависимости от сорта мордана сушка может длиться от нескольких часов до целых суток.

Перед нанесением сусали мастер проверяет поверхность «на отлип». Здесь очень важно не высушить мордан полностью, так как к сухой поверхности золото будет плохо прилипать. Невысохший мордан для золочения сусальным золотом тоже не подойдет, так как листы материала в нем утонут. Учитывая ценность золота, все работы следует проводить строго по технологии и очень аккуратно.

Упрощенная технология

Процесс нанесения сусального золота на поверхность можно представить в виде следующего алгоритма. На изделие наносится три слоя акрилового грунта, при этом первый слой должен быть более жидким, чем все остальные. Это необходимо для того, чтобы пропитать поверхность. Первый и второй слой сушатся по часу, после нанесения третьего слоя изделие оставляется на просушку примерно на 8 часов.

Высушенная поверхность шлифуется с помощью абразивной бумаги, подойдет бумага Р240 или Р400. Затем кистью наносим на изделие лак-шеллак, сушим и снова шлифуем, но уже бумагой маркировки Р600. После всех подготовительных процедур деталь обрабатывается морданом и подсушивается до необходимого уровня липкости.

После того, как мордан подсох до требуемого уровня липкости, можно наносить сусальное золото. Материал наносится и прижимается кистью во избежание сдвигов. Через сутки изделие можно дополнительно отполировать хлопком, который не повредит позолоченную поверхность. При наличии всех компонентов данную процедуру нанесения позолоты можно провести в домашних условиях.

Современные технологии

Технология золочения сусальным золотом на протяжении всей истории использования этого материала для отделки поверхностей претерпела некоторые изменения.

Суть технологии производства листов сусали остается прежней: брусок драгметалла раскатывается в полосу, режется на квадраты, квадраты складывают в книжку и отправляются под молоток.

Новые разработки позволяют добиться получения листов значительно тоньше тех, которые изготавливались раньше. Задачу мастеров упрощает и использование компьютерной техники.

Технология золочения сусальным золотом

Сейчас сусальное золото вручную практически не производится, устаревшие технологии остались в прошлом. Процесс получения тонких сусальных листов на сегодняшний день полностью автоматизирован, все делается машинным способом.

Электрический молот настраивается как на первичную отбивку листов, так и на последующую обработку драгметалла до минимальной толщины. Оболочки бычьих кишок, которыми раньше перекладывались листы сусали, также больше не используются. Вместо них применяют современные формы из пластмассы.

Читайте также:  Какие основы декоративной композиции?

В России изготовлением сусали занимается завод цветных сплавов, находящийся в Москве. Также имеются частные компании, выпускающие сусальное золото, но их объемы производства материала для механического золочения не значительны.

Чтобы понять, как выглядит сусаль, достаточно представить себе очень тонкий лист фольги толщиной до 1,5 микрона. Согласно отечественным стандартам сусаль производится в квадратных листах со стороной 91,5 мм. Листы раскладываются в книжки, разделителем между листами является папиросная бумага. Книжки могут состоять из 10 или 60 сусальных листов.

Технология золочения сусальным золотом

Для того чтобы представить, как необходимо наносить сусальное золото, рекомендуется посмотреть видео, сопровождающееся пояснениями мастера.

Специалисты выделяют два вида сусального золота: свободное и трансферное. В зависимости от вида сусали имеются и отличия в работе с материалом. Свободное золото достается из книжки и помещается на подушку, а трансферное – изначально приклеено к листу в книге.

Источник: http://golden-inform.ru/pozolota/zolochenie-susalnym-zolotom/

Сусальное золочение

Золотить поверхности люди научились еще в древности: по данным ученых золочению уже порядка 4000 лет. Истинных высот это ремесло достигло на Киевской Руси: маковки церквей ярко сияли в солнечных лучах, иконостасы светились, а кресты на куполах соборов сверкали так, что больно было глазам. Золочение куполов сусальным золотом, а также икон, лепнины и интерьеров стало традицией для всех храмов — как старинных, так и реставрируемых или строящихся сегодня.

Что такое сусальное золото, и как оно производится

Производится сусальное золото сейчас машинным способом, тогда как ранее изготавливалось вручную. Мастера-«золотобойцы» посредством молота «раскатывали» брусок золота до тончайшей проволоки. А на следующем этапе она раскатывалось в тонюсенькую ленту, нарезаемую на небольшие квадратики. Последние собирались в псевдо-книжку, прокладываясь листами спецбумаги. И непосредственно на объекте раскатка могла продолжаться уже всех листов из книжки одновременно. Работали мастера, пока листы не истончались до паутиноподобных. Равномерность толщины листов вкупе с отсутствием порывов и повреждений свидетельствовали о высочайшем профессионализме выполнявшего их мастера. И подобному ремеслу кузнецы по золоту обучались с детских лет.

В чем преимущества технологии золочения сусальным золотом перед другими способами нанесения позолоты:

  • применятся высокопробное золото;
  • интерьерное убранство или отдельные изделия при такой обработке приобретают роскошный вид;
  • отделка не окисляется;
  • сохраняет блеск десятилетиями;
  • не утрачивает эксплуатационных свойств с ходом лет.

Сусальное золочение: технология и ее особенности

В наши дни сусальное золото используется достаточно широко. Востребовано оно как в декоре интерьерных убранств, храмовых и прочих элементов архитектуры, так и в оформлении скульптур и даже посуды. Исходя из характеристик материала поверхности, и того, где нужно провести отделочные работы (внутри помещения или снаружи здания), применяют 3 методики золочения:

  1. масляное;
  2. клеевое;
  3. полиментное.

Первое используется при необходимости отреставрировать и восстановить предметы, подверженные неблагоприятным природным воздействиям. Речь идет о куполах, решетках, кровле церквей. Оно идеально для покрытия металлических, гипсовых, стеклянных и фарфоровых изделий.

Технология масляного золочения следующая: сначала поверхность подготавливается, шпаклюются всевозможные царапины и иные дефекты. После зачищения шпаклевки поверхность грунтуется, а далее, в зависимости от ее пористости и зернистости, наносится несколько грунтовых слоев.

Дабы добиться необходимого золоченого оттенка, грунт может быть подкрашен. После обработки наждачной бумагой очищается рисунок, затем до 10-ти слоев лака со шлифованием меж ними. Потом поверхность полируется и покрывается масляным лаком. На завершающем этапе реставрируемая поверхность покрывается сусальным  золотом.

Применение такого способа золочения дает возможность получить различные виды позолоченного покрытия — матированное, бархатное, глянцевое и др. Клеевое золочение – методика при интерьерной реставрации, главным образом, для позолоты деревянных изделий. Впрочем, этот способ применим и для восстановления гипсовой отделки.

Полиментное золочениеслужит для реставрации интерьерных предметов. В частности, для золочения икон сусальным золотом. По стоимости работ такой метод обходится дороже вышеупомянутых, поскольку подразумевает доп обработку поверхности и полирование золота. Но получаемый эффект блестящей поверхности превосходит все прочие из-за полировки золота.

Источник: https://srk-era.ru/susalnoe-zolochenie/

Ссылка на основную публикацию