+7 (34241) 4-76-05 г. Чайковский, ул. Мира, д. 21

Часы работы: 10:00-17:00

Выходной: понедельник

Васильковский Сергей Иванович

7 (19) октября 1854 – 8 октября 1917, живописец-пейзажист.

За чрезвычайную лиричность пейзажных и исторических произведений этого художника называют поэтом украинской живописи, за светлую колоритность -"солнечным художником".

Еще маленьким мальчиком Сережа заслушивался украинскими песнями, которые превосходно пела его мама, а отец, писарь и чертёжник, привил мальчику любовь к рисованию. Детство, проведенное в маленьком городке, жители которого бережно хранили казацкие традиции, отражая своё историческое наследие в народном творчестве и песенном фольклоре, навсегда оставило отпечаток в душе Сергея Васильковского.

В семилетнем возрасте Сергею пришлось покинуть столь милые сердцу берега Северского Донца и с семьей переехать в большой и шумный Харьков. На одаренного мальчика обратил внимание Дмитрий Иванович Безперчий, учитель рисования Харьковской гимназии, бывший крепостной, знакомый Тараса Шевченко и ученик Карла Брюллова в Петербургской Академии искусств.

Он же помог попасть юному таланту в частную художественную школу Марии Дмитриевны Раевской-Ивановой.

Но не все так гладко складывается в жизни Сергея Васильковского, как ему бы хотелось. Туманные перспективы и финансовая нестабильность, столь часто встречающаяся на пути художников, пугали его родителей, поэтому по окончании гимназии они определили сына в Ветеринарный институт. Семья, в общем-то, справедливо считала, что специальность ветеринара - это гарантированный кусок хлеба в будущем.Но мечта стать художником была сильнее. Проучившись в Ветеринарном институте всего год, Васильковский отправляется на заработки в Киев, чтобы накопить денег на обучение в Петербурге. Затем вместе с Дмитрием Безперчим и ещё одним его знаменитым учеником - Петром Левченко берется за роспись иконостаса церкви в Каменной Яруге. И вот, наконец, в 1876 г. Сергей поступает в Петербургскую Академию Художеств, где по1885 г. обучается в пейзажном классе у М.К. Клодта (1832-1902) и В.Д.Орловского (1842-1914).
За годы обучения в Академии живописец неоднократно выезжал на Харьковщину, путешествовал по Екатеринославской и Полтавской губерниям. Васильковский создал множество эскизов и этюдов, на которых запечатлел мотивы родной природы в присущей ему светоносной манере, за что получил пять малых и больших серебряных медалей, а также благодарности и премии от Академии. Вершиной его раннего творчества была картина «На Донце», которая дала ему большую золотую медаль Академии, звание художника первой степени и академический пенсион за границей на четыре года. Два года из них Васильковский проводит в странствиях по Европе: он посещает Германию, Францию, Италию, Испанию и Англию. Затем отправляется в Африку – ему удалось добраться до Алжира. 

Вскоре к художнику приходит признание. Во Франции его работы получили очень высокую оценку, Васильковский получает право выставлять свои картины в знаменитом Парижском салоне.

Пришла пора возвращаться на родину, где Сергея ждет самый дорогой ему человек, Сонечка Безперчая, дочка первого учителя и в 1888 году Васильковский приезжает в Харьков. Но здесь его ожидает скорбная весть: Соня умерла. Потеря любимой оказалась страшным ударом, Сергей Иванович брал этюдник, днями подряд бродил по Харькову и окрестностям, а нарисовать ничего не мог.

Понадобилось восемь лет, чтобы сгладить душевную боль и в жизни Василевского появилась другая женщина - бывшая послушница Куряжского монастыря Татьяна Тимофеевна.

Постепенно налаживается быт, художник берется за организацию Художественного училища и музея. Его окружают друзья: историки Багалей и Яворницкий, писатель и бандурист-виртуоз Гнат Хоткевич. В 1900 году совместно с Николаем Самокишем Василевский выпускает уникальнейший альбом "Из Украинской Старины", а затем в 1912 - "Мотивы украинского орнамента».

Широкие украинские степи навсегда покорили Васильковского. Летом, как охотник на дичь, художник устраивает засады на восходы и вечера. Ему хочется написать как "Теплеет", "Холодает", "Пахнет чебрецом". Незатейливые жанровые сценки, отражающие дух ушедшей эпохи, органично вплетаются в канву пейзажного жанра, подчеркивая многообразие природы. Живописная техника становится совершенна, мазок филигранен. Чтобы изображения выглядели как будто выплавленными из эмали, Сергей Иванович шлифует картины пемзой, использует лессировку, получая тона удивительной насыщенности. Его произведения пользуются огромной популярностью. Теперь поэтические просторы Украины, сельские хаты и тихие речушки можно увидеть в музеях Москвы, Парижа, Рима, Санкт-Петербурга.

Занявшись просветительской деятельностью, Васильковский вместе с выдающимися представителями харьковской интеллигенции, принимает участие в открытии Харьковского художественно–промышленного музея (позднее музей Слободской Украины). Этот музей стал первым на Украине, в залы которого могли попасть посетители, что называется, «с улицы». Простые люди приходили, чтобы узнать об истории своего края, посмотреть на полотна известных живописцев.

Сергей Иванович Васильковский завещал Музею Слободской Украины значительную часть своих картин и сбережений.

Несмотря на то, что художник оставил после себя достойное наследие для украинского искусства - почти 3 тысячи изображений, до наших дней дошло всего около пятисот работ. После Октябрьской революции, в годы Гражданской и Второй мировой войны была безвозвратно утрачена большая часть картин Васильковского.

Картину "Зимний пейзаж.Украина" Сергея Васильковского можно увидеть на втором этаже галереи.

Сегодня в галерее

Чебак пришел

Чебак пришел

27 апреля в 16:00 приглашаем на открытие выставки скульптуры Александра Кривошеина «Чебак пришел» (г. Воткинск). Вход свободный! Фоторепортаж здесь.

Друзья галереи

Администрация г. Чайковский Веб-студия Бонфи

Instagram

chaik_gallery

наверх наверх