+7 (34241) 4-76-05 г. Чайковский, ул. Мира, д. 21

Работа залов: 10:00-17:00

Выходной: понедельник

Попов Лукиан Васильевич

8 (20) октября 1873 - 7 (20) мая 1914, российский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.

Родился будущий художник в небольшом селе Архангеловка, но через 3 года его семья была вынуждена перебраться в Оренбург. С этим провинциальным городком и будет в дальнейшем тесно связана вся жизнь Лукиана Васильевича Попова.

Учиться Лукиану пришлось недолго, мальчик после второго класса бросил городское трехклассное училище и в 12 лет стал работать в писчебумажном магазине. Вскоре он знакомится с местным художником по фамилии Мехед, в иконописной мастерской которого и начинает получать свои первые уроки живописи.

В 1892 году произошли 2 события городского масштаба, очень впечатлившие юношу и сыгравшие решающую роль в его стремлении стать профессиональном художником: в Оренбурге была организована выставка картин Любительского кружка самарских художников и, примерно тогда же, город посетил уже известный живописец-пейзажист А. М. Васнецов. Современники Попова вспоминали, что Васнецов заказал в магазине раму для своей работы, и молодой Лукиан доставил заказ в гостиницу, где и познакомился с художником. 19-летний Попов с жадностью рассматривал работы Васнецова, засыпал его вопросами и после этой встречи твердо решил ехать учиться «на художника» в столичный Петербург. 

Свое заветное желание Лукиан Попов смог осуществить только спустя два года. В 1894 году он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, а в 1896 году в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Имперской Академии художеств на курс Владимира Егоровича Маковского. Во время учебы у Маковского молодой художник и выбрал для своего творчества один из сложных живописных жанров - жанр сюжетно-тематических и бытовых картин.
В Академии Лукиан очень сдружился с однокурсником - Иваном Куликовым, друзья вместе квартировали в доме на Васильевском острове. Именно благодаря этой дружбе, появился портрет Лукиана Попова, написанный Куликовым в 1900 году, и мы можем увидеть достойного мужчину с усами, в модной шляпе. Лишь его печальные глаза словно рассматривают что-то в своем, таком непростом и быстротечном будущем.

В 1900 году, еще будучи студентом Академии, Попов впервые стал экспонентом  28  выставки Товарищества передвижников и, в дальнейшем, уже являясь действительным членом Товарищества, принимал участие в этих выставках до конца своей жизни.

В 1902 году Лукиан Васильевич Попов с успехом окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств, представив на суд строгого академического жюри картины «Тихо» и «С просветом», за которые получил звание художника.
Весной этого же года в Оренбурге состоялась большая коллективная выставка художников, на которой Попов представил более 50 картин, эскизов и набросков. Газета «Оренбургский листок» писала: «В картинах Попова особенно рельефно выступает стремление подражать своему учителю В. Маковскому. …Так как наш молодой художник отправлен Академией художеств за границу, то можно ожидать, что его талант, который бесспорно есть, - разовьется». 

Как пенсионер Императорской Академии художеств Попов побывал в Берлине, Дрездене, Мюнхене и Париже, а после успешного завершения заграничной поездки в 1903 году, вернулся в Оренбург, где и продолжил свое служение искусству живописи. 

Организовав свою мастерскую, Попов плодотворно трудился, причем в разных жанрах. Он одинаково убедителен и как жанрист, и как портретист, и как пейзажист. Судя по всему, в это же время Лукиан Васильевич женился, потому что один из первых портретов его жены датирован началом 1900-х годов. Потом им еще будет написано несколько портретов Веры Васильевны.

В 1908 году в Оренбурге с успехом прошла очередная, 36 выставка Товарищества передвижников, на которой были показаны работы Репина, Маковского, Киселева, Дубовского и других мастеров. В рамках этой выставки была также представлена персональная экспозиция работ Попова.
А чуть позднее, в ноябре этого же года состоялась еще одна персональная выставка жанрового живописца, на которой были представлено около ста работ, предназначенных для дальнейшего показа в Петербурге и Москве.
Местная пресса написала: «Во многих картинах оренбуржцы могут признать своих знакомых. Общее впечатление прямо-таки захватывающее. Для оренбуржца такие вещи случаются очень редко, скорее никогда не случаются, почему можно только рекомендовать и рекомендовать эту выставку вниманию самой широкой публики..."

В 1912 году мастерство художника наконец-то получило и официальное признание – Академия художеств присвоила Лукиану Попову звание академика живописи.

Художник смог проявить себя и на педагогическом поприще, преподавая рисование в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе.

И хотя на всем протяжении творческой жизни Попова доминирующей оставалась все-таки жанровая живопись, и значительный объем его работ составляют произведения, посвященные изображению интеллигенции, и в частности коллег-художников, нельзя обойти стороной отдельную тему, которая очень волновала передвижника, тема русского крестьянства, и, в частности, крестьян - переселенцев, покидающих родные деревни в поисках заработка. Этих обездоленных людей художник видел на дорогах и вокзалах, в ненастную дождливую погоду и в заснеженной степи. Картины Попова, рассказывающие от тяжелой доле переселенцев, отличаются продуманным композиционным решением, тонкой психологической разработкой сюжета, яркой психологической характеристикой персонажей и сочувственным отношением автора к ним.

 Позднее советские искусствоведы именно за эти картины занесут Лукиана Васильевича Попова в разряд «социальных» и «революционных» художников, воспевающих «острые социальные проблемы современной действительности и пробуждение революционного движения на селе». Хотя сам Попов никогда не считал себя революционером.

Это подтверждают и некоторые факты его творческой деятельности: картины, известные сегодня как «Вставай, подымайся!» и «Агитатор» значатся в каталогах Передвижных выставок под другими, нейтральными названиями («В деревне» и «К закату»); в 1908 году художник заканчивает два равноценных произведения на совершенно неродственные темы – «Социалисты» и «Луга затопило»; в 1913 году в юбилейный год 300-летия царствования Дома Романовых для актового зала мужской гимназии Лукиан Попов пишет портрет Государя Императора Николая II.

Семейная жизнь Лукиана Попова была омрачена врожденной слепотой младшего сына. На этом печальном фоне становится понятной религиозная тема, к которой обратился художник в последние годы своего творчества. В Оренбурге Попов расписал церковь Второго кадетского корпуса, алтарь Введенского собора и иконостас церкви учительской семинарии. Летом 1913 года художник руководил работами по украшению Казанского кафедрального собора в том же Оренбурге. Семь картин художника Владимира Маковского, хранившихся в соборе в ужасном состоянии, были отреставрированы Поповым и поставлены под стекло.

Несмотря на свою значительную известность, Лукиан Попов постоянно испытывал финансовые затруднения, так как часто сборы от продажи билетов с выставок направлялись им на различные пожертвования, в частности, в пользу сельских школ Оренбуржья. К тому же на рубеже веков Оренбург считался далекой глубинкой, где не было столь блестящего светского общества, меценатов и состоятельных благотворителей. Нужда и трагические события в жизни художника не дали в полную силу развернуться его таланту и стали причиной его преждевременной смерти.

Передвижник и мемуарист Яков Данилович Минченков в своей книге «Воспоминания о передвижниках» передает историю о переживаниях, выпавших на долю Лукиана Васильевича в последний год жизни, записанную со слов друга живописца Николая Дубовского:

«У него (Попова) был маленький сын, родившийся слепым. Врачи сказали, что это несчастье можно побороть операцией, и советовали обратиться к знаменитому окулисту в Харькове Гиршману. Отец с сыном из Оренбурга поехали в Харьков. Гиршман удачно сделал операцию, и ребенок должен был лежать некоторое время в совершенно темной комнате, в которую будет впускаться свет лишь понемногу, пока ребенок не освоится с первыми зрительными впечатлениями от мира и глаза не привыкнут к свету. Отец находился в другой комнате, рядом. В одно утро, когда стали освещать комнату сына, он услышал его испуганный голос: «Папа, папа! иди ко мне, я что-то вижу!» Встревоженный Попов вбежал в комнату и увидал его с широко раскрытыми испуганными глазами. «Что с тобой?» — спросил отец сына и хотел было подойти к нему. «Не подходи, не подходи!» — закричал неестественным голосом ребенок и замолчал. И когда Попов приблизился, на него смотрели в неописуемом ужасе глаза мертвого сына. От рассказа многие вздрогнули, а Дубовской добавил: Так вот что пришлось испить от жизни нашему товарищу и отчего, возможно, он и ушел от нас, а все считали его по виду здоровым, цветущим и уравновешенно-спокойным».

Душевный надрыв убитого горем отца усугубил конфликт с Товариществом передвижников, отказавшему ему в размещении на выставке в Петербурге портрета умершего мальчика. Правление Товарищества мотивировало свой отказ такими словами - «Сюжет этот показан слишком скорбным, нарушающим праздничный тон выставки».
Узнав об этом, Илья Ефимович Репин 5 апреля 1914 года написал письмо Дубовскому: «Поступок товарищей с Поповым я считаю ошибкой...».

Вскоре после письма Репина и закрытия 42 выставки передвижников, Лукиан Попов умер у себя на родине в Оренбурге в возрасте сорока лет. В сороковой день со дня смерти художника газета «Оренбургская жизнь» написала:
«Сколько задуманных вещей, сколько начатых, сколько копошилось идей - не пришлось осуществить. В первые годы учения жизнь была ему мачехой, такой осталась она и в последние дни расцвета сил, когда он уже был академиком».

В зале передвижников Чайковской художественной галереи представлена картина Л.Попова "Переселенцы".

Сегодня в галерее

Мы разные...

Мы разные...

Скульптуру московских художников, живопись Антона Успенского и дагестанскую пластику вы можете увидеть на выставке "Мы разные..."
О галерее

Друзья галереи

Администрация г. Чайковский Веб-студия Бонфи
Instagram

chaik_gallery

наверх наверх