+7 (34241) 4-76-05 г. Чайковский, ул. Мира, д. 21

Часы работы: 10:00-17:00

Выходной: понедельник

Бурлюк Давид Давидович

9 (21) июля 1882— 15 января 1967, русский поэт и художник украинского происхождения, один из основоположников русского футуризма.

Бурлюк Давид Давидович - поэт, художник, один из основоположников русского футуризма, теоретик и пропагандист нового искусства.

Давид Бурлюк родился в 1882 на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии, в семье управляющего помещичьим имением. Все дети семейства Бурлюков обладали творческими способностями и впоследствии, сумели оставить существенный след в русском футуризме.

Давид рано начал писать стихи, но во время учебы в Тамбовской гимназии он знакомится с художником Константиновым и под его влиянием решает стать профессиональным живописцем. Учится в Казанском и Одесском художественных училищах,  даже участвует в знаменитой выставке «Бубновый валет» и, в дальнейшем, становится активным членом одноименного художественного общества.  В 1902 году, после неудачной попытки поступить в Академию художеств уезжает в Мюнхен. Занимается в Королевской Академии Мюнхена, в студии Кормона в Париже. В дальнейшем, продолжает обучение вместе с Владимиром Маковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Тогда же Бурлюк принимает участие в первых поэтических альманахах — «Студия импрессионистов», «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу», которые явились началом русского футуризма.

В 1909 – 1910 гг. Бурлюк выступил в роли организатора группы "будетян", объединявшей молодых поэтов и художников, отрицающих каноны символистской эстетики.  "Будетяне" искали новые пути развития искусства и поэзии, ориентируясь на художественный опыт французских "проклятых" поэтов Рэмбо, Бодлера, Лафорга. Так, сборник «Пощёчина общественному вкусу» открывался коллективным манифестом, в котором прокламировался отказ от классических традиций, разрыв с существующими школами в современной литературе и утверждались принципы нового поэтического направления, основанные на самодовлеющем творчестве. Эпатирующий тон манифеста спровоцировал критику на яростные нападки на сборник, что одновременно оказывалось и рекламой для нового направления: футуристы быстро приобрели шумную, скандальную известность.

В 1913-1914 годах Давид Давидович организует знаменитое турне футуристов по 27 городам России, выступает с лекциями, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи, принимает участие в диспутах, пишет и иллюстрирует футуристические книги, а в 1914 году становится редактором "Первого футуристического журнала".

В 1915 Бурлюк с семьей поселился в Башкирии близ Уфы. Башкирский период жизни и творчества охватывает 1915— 1917 года и частично 1918-ый. За два года художник написал более 200 картин, свои работы он показывал на выставках. В январе 1918 Бурлюк в последний раз участвовал в выставке «Бубнового валета» в Москве с картиной «Опоздавший ангел мира». В эти же годы он создал картины «Ожившее средневековье», «Казнь русской Марии Антуанетты», писал также кубо-футуристические картины. Из них сохранилась и находится в Уфе в Башкирском художественном музее работа «Казак Мамай» (1916). В настоящее время в Уфе собрана самая крупная в России коллекция живописи Бурлюка: всего 50 работ. Это портреты, натюрморты, пейзажи, кубо-футуристические композиции, датированные временем пребывания художника в Башкирии. Стилистическая неоднородность, наблюдающаяся в работах башкирского периода, в целом является характерной особенностью творческого метода художника. Однако неизменно в его работах присутствуют темперамент, увлеченность, цветовая насыщенность. В его творчестве соединились, противоборствуя и примиряясь, различные течения XX в.: реализм, импрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм и неопримитивизм.

В 1918 году Бурлюк покинул Москву, гастролировал по городам Сибири и Дальнего Востока, пропагандируя творчество футуристов. В 1920 году уехал в Японию, а оттуда в 1922-м — на постоянное жительство в США, где вместе с женой Марией Никифоровной Еленевской организовывает издательство, под маркой которого выпускал прозу, стихи, публицистику и мемуары. В 1920-х работает в газете "Русский голос", входит в литературную группу "Серп и молот". В 1930 году издает теоретический труд "Энтелехизм", в том же году начинает выпускать журнал "Color and Rhyme". Ежегодно участвует в выставках, занимается фотоискусством. В 1950-х в Хэмптон-Бейс открыл собственную галерею.

Бурлюк всячески поддерживал свою репутацию «отца российского футуризма». В своих теоретических декларациях он отстаивал идею самоценности и независимости искусства, право поэта на формальное изобретательство. Даже своей внешностью художник сумел бросить вызов общественности - в детстве родной брат случайно лишил Давида глаза во время игры с игрушечной пушкой,  Бурлюк впоследствии ходил со стеклянным глазом, сделав его частью своего стиля.

Умер Давид Давидович 15 января 1967 года в г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк.

В Чайковской галерее творчество Д.Д.Бурлюка представлено картиной "Пейзаж".

 

Сегодня в галерее

Грани мастерства

Грани мастерства

31 марта в 16:00 состоится открытие выставки декоративно-прикладного искусства "Грани мастерства", посвященная 10-летию специальности декоративно-прикладного искусства Чайковского индустриального колледжа. Фотографии с вернисажа здесь.

Друзья галереи

Администрация г. Чайковский Веб-студия Бонфи

Instagram

chaik_gallery

наверх наверх