+7 (34241) 4-76-05 г. Чайковский, ул. Мира, д. 21

Работа залов: 10:00-17:00

Выходной: понедельник

Возвращение имени

Опубликовано 6 мая 2016 г.

Время оказалось благосклонно к картинам, сохранив их до наших дней, но менее щепетильно оно обошлось с авторами и персонажами. Лишь небольшая часть работ имеет точно установленное авторство, ещё меньше мы знаем о личностях, изображенных на портретах. Среди таких безымянных творений, хранящихся в галерее, был портрет девушки; превосходный по живописи, цельный и стилистически выдержанный, он всегда привлекал к себе повышенное внимание.

В состав собрания картин А.С.Жигалко, переданных в дар Чайковской галерее в 1969 году, вошла коллекция портретов, представлявших русское искусство конца 18- начала 19 веков.

Коллекция неоднородна, в ней присутствуют как портреты, выполненные на высоком профессиональном уровне, так и портреты, отличающиеся архаичностью композиции и непритязательной живописной манерой. Но именно этим и определяется её ценность - мы можем воочию наблюдать процесс развития портретного жанра в России.

Время оказалось благосклонно к картинам, сохранив их до наших дней, но менее щепетильно оно обошлось с авторами и персонажами. Лишь небольшая часть работ имеет точно установленное авторство, ещё меньше мы знаем о личностях, изображенных на портретах.

Среди таких безымянных творений, хранящихся в галерее, был портрет девушки; превосходный по живописи, цельный и стилистически выдержанный, он всегда привлекал к себе повышенное внимание.

Ясное, спокойное лицо девушки обращено анфас к зрителю и мы невольно вглядываемся в большие миндалевидные глаза. Вглядываемся, но не получаем отклика - взор девушки отрешен, она как будто погружена в свои думы. Вся её поза выражает благородство и достоинство: прямая осанка, поворот стройной фигуры, изящная линия шеи. Белое платье в стиле ампир подчеркивает свежесть и молодость. На девушке нет ювелирных украшений, яркость мягкому девичьему образу придает красный пояс платья, украшенный пряжкой и пестрая шаль, перекинутая через правое плечо. Несмотря на строгость, внешний облик не кажется нам простым, мы замечаем и волосы, уложенные в сложную прическу, и объемные буфы на рукаве. Драпировка зеленого полога в верхней части полотна и позолота небольшого фрагмента стены за спиной девушки традиционно указывают на официально-торжественный характер портрета.

К сожалению, какой-либо конкретной информацией о данном произведении искусства музейные работники не располагали, лаконичная запись в Каталоге гласила «Неизвестный художник. Портрет неизвестной».

Знакомясь с виртуальной экспозицией, представленной на сайте нашей галереи, сотрудник Русского музея заинтересовался вышеописанной картиной. Им было выдвинуто предположение, что изображенная девушка, это не кто иной, как великая княгиня Елена Павловна. Детально изучив образ и сравнив его с ранними известными портретами, санкт-петербургский искусствовед пришёл к выводу, что, действительно, в Чайковской художественной галерее экспонируется редкий живописный портрет великой княгини Елены Павловны, написанный неизвестным (предположительно немецким) художником около 1823 года.

В сентябре 1823 года принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская (принявшая впоследствии православие с именем Елены Павловны), наречённая невеста великого князя Михаила Павловича, прибыла в Петербург для бракосочетания, которое состоялось в феврале следующего года. По всей видимости, портрет был заказан в связи с этими знаменательными событиями.

Портрет как жанр существует уже несколько столетий, и надеемся, что интерес к человеку, человеческой личности никогда не исчезнет. В таких картинах живет не только душа персонажа, но и душа художника. И тем радостнее от того, что происходят события, позволяющие приподнять часть завесы над тайнами и вернуть утерянное имя.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня в галерее

Цветы сада Мории

Цветы сада Мории

Иосиф Капелян - профессиональный художник, окончил Ленинградское художественно-педагогическое училище и Минский театрально-художественный институт (отделение графики). Жил и работал в Белоруссии в Минске, а потом переехал в Израиль. Сначала был членом Союза художников СССР, а потом и Союза художников Израиля. Его картины демонстрировались на 38 персональных и 208 групповых выставках. Им создано множество графических серий, оформлены многие книги.
О галерее

Друзья галереи

Администрация г. Чайковский Веб-студия Бонфи
Instagram

chaik_gallery

наверх наверх