+7 (34241) 4-76-05 г. Чайковский, ул. Мира, д. 21

Часы работы: 10:00-17:00

Выходной: понедельник

Загадка картины

Опубликовано 9 сентября 1972 г.

В собрании Чайковской художественной галереи, организованной, как известно, на основе коллекции А. С. Жигалко, находятся редчайшие полотна, которым позавидовал бы иной столичный музей. Но многие из поступивших работ таили в себе немало загадок: кто, скажем, изображен на портрете, кто автор той или иной неподписанной картины... Сейчас на некоторые такие вопросы мы уже смогли ответить. Любопытна, например, история раскрытия загадки редкой картины Н. К. Рериха «Скит», которая имеет интереснейшую «родословную». А. С. Жигалко приобрел ее у одного ленинградского коллекционера. Картина была в плохом состоянии, покрыта темно-желтым налетом грязи и лака. Умелыми руками реставраторов «Скиту» была возвращена былая красота. Все посетители галереи неизменно останавливаются у этой картины. Они любуются красотой тихого летнего вечера, старинной церквушкой, затерявшейся я необозримых лесах.

Картина принадлежит кисти Рериха, это подлинник. Но когда она написана, почему посередине полотна вертикальный шов - все было загадкой для искусствоведов.

Вначале опознали церковь на картине художника, возникло предположение о церкви Иоанна Богослова близ Ростова Великого. Правда, у Рериха она выглядит совершенно иначе. Чтобы разобраться во всем, пришлось съездить на место, в деревушку Богослово. И сомнений не осталось: живописец изобразил церковь Иоанна Богослова, построенную на реке Ишне у древней дороги, ведущей из Москвы. Это единственная деревянная церковь XVII века в Центральной России. Замшелые огромные бревна, резные киотцы и подзоры, причудливые силуэты придают церкви сказочный, былинный вид.

Позднее в старом каталоге удалось найти упоминание о том, что у Рериха действительно существовала картина, изображающая эту церковь, и написана она была в 1903 году.

Оставался необъясненным шов вдоль холста, неясно, откуда взялась избушка, ведь церковь всегда стояла на пустыре? Избушка эта стала настоящим камнем преткновения. Специалисты по истории архитектуры заявляли, что таких на Руси никогда не ставили, и она - плод фантазии художника. Но оказалось, что и здесь Рерих исходит из реальной натуры. Уже уезжая, я заметил на околице деревни что-то удивительно знакомое. Да это же наша изба! Те же доски-причелины крест-накрест, концы которых напоминают головы языческих идолов, те же подслеповатые оконца...

Зачем же понадобилась в картине эта диковинка? И почему живописец перенес ее к самой церкви? Чтобы понять это, надо перенестись в 1903 год, год путешествия Рериха по ростовским землям, и проследить возможный ход работы художника.

Сначала он написал этюд церкви. Сложенная из огромных замшелых бревен, окруженная погостом с покосившимися крестами, стоящая на крутом холме над некогда полноводной Ишней, она удивительно гармонично сливалась с мягким среднерусским пейзажем, казалась неразрывной его частью. Это был отличный этюд, но еще не картина.

И вдруг художник услышал от старожилов древнюю легенду.

...Давным-давно, в одиннадцатом веке, когда в Ростове еще поклонялись языческим идолам, недалеко отсюда был построен Богоявленский монастырь. Его основатель и настоятель, преподобный Авраамий, был хорошим христианином, он денно и нощно молил бога о сокрушении окаянных язычников. И вот на берегу Ишны ему явился Иоанн Богослов и вручил волшебный жезл. С ним-то преподобный Авраамий и смог победить всех языческих богов - и Велеса, и Перуна, и Ярилу... А потом в память чудесного явления он построил на Ишне часовню.

Рерих - страстный любитель старины, археолог, с детства раскапывавший курганы - почувствовал необходимость передать то дыхание седых эпох, которым повеяло на него от услышанной легенды. И вот художник пишет еще один этюд - дряхлую избушку с языческими причелинами, которую он приметил на другом конце деревни, и... сшивает его с первым этюдом. Вот и объяснение вертикального шва на холсте.

Получилась удивительная, поэтичная картина, где христианство и язычество соседствовали рядом, а реальное сказочно изменено и преображено. Рерих идет дальше и вписывает фигурки монахов, разгуливающих по песчаной дорожке. А скита-то (небольшого поселка с монахами-отшельниками) там никогда не существовало, даже попа-то своего в церкви не было. На крестины да отпевания зазывали соседского. То есть опять-таки для создания сказочной атмосферы далеких эпох художник вольно обращается с действительностью.

Картина эта совершенно уникальна в творчестве Рериха. Во-первых, по методу создания, нигде больше не употребленному, и затем по резкости темы. Популярная в русском искусстве того времени тема монашества была затронута художником еще лишь в одной картине - «Дом божий». Но в порыве каких-то творческих сомнений и религиозных переживаний он уничтожил ее, и сейчас только картина из Чайковской галереи представляет малоизвестную грань его творчества.

В Чайковской художественной галерее есть и другие работы Рериха - «Не вернется», «Облака», эскизы декораций, рисунки. Они дают довольно полное представление о творчестве этого оригинального мастера, в последние годы все более привлекающего зрителей мужественной романтикой своего творчества, четкостью живописного языка, воспеванием древних культур.

Е. Шумилов, искусствовед.

«Звезда»

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня в галерее

Грани мастерства

Грани мастерства

31 марта в 16:00 состоится открытие выставки декоративно-прикладного искусства "Грани мастерства", посвященная 10-летию специальности декоративно-прикладного искусства Чайковского индустриального колледжа. Фотографии с вернисажа здесь.

Друзья галереи

Администрация г. Чайковский Веб-студия Бонфи

Instagram

chaik_gallery

наверх наверх