+7 (34241) 4-76-05 г. Чайковский, ул. Мира, д. 21

Работа залов: 10:00-17:00

Выходной: понедельник

Творчество Сапунова

Опубликовано 1 декабря 1970 г.

17 декабря исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося русского художника начала ХХ века Н.Н. Сапунова. К юбилею этого мастера в художественном музее открывается выставка, на которой зрители увидят несколько работ Н. Сапунова, бывших ранее в коллекции А. С. Жигалко. Дополнят выставку многочисленные репродукции с краткими аннотациями. Всё это поможет зрителю получить представление о творчестве замечательного художника.

В июле 1912 года весь художественный мир России потрясла трагическая смерть одного из своеобразнейших художников того времени – Николая Сапунова. Петербургской белой ночью 14 (27) июля небольшая компания молодежи каталась на лодке. Во время перехода поэта Кузьмина с места на место, лодка опрокинулась. Не умевшего плавать Сапунова спасти не удалось. Было ему тогда 32 года, и он немногое ещё успел совершить, но наследие, оставшееся после него, говорит о том, что это был художник, которым может гордиться русская школа живописи.

В памяти многих современников Н.Сапунов сохранился как беспечный и беззаботный художник-кутила, который в самый разгар работы мог предложить приятелям « В кабак! Антиресуетесь?» . Он ценил забавные словечки, рожденные в народных недрах, и сам, одетый по последней моде, любил спросить у встречного знакомого: «Куды, граф, иттить натрафляете?» О нраве Сапунова говорит и короткая записка, оставленная им перед отъездом в Италию в 1902 году художнику К. Коровину: «Едем в деревню на этюды, а по дороге заедем в Рим».

Но при всём этом произведения Н. Сапунова служат свидетельством серьёзного творческого труда.

Искусство Сапунова противоречиво, потому что сложным и противоречивым было время, в которое жил и творил художник. Это было время радужных надежд и горьких разочарований, смелых дерзаний и болезненной усталости. Многие художники той эпохи легко освобождались от рутины, но вместе с тем также легко поддавались соблазнам преходящей моды. Сапунов, как и многие другие талантливые люди, не мог не испытать в своём творчестве воздействия этих шатаний и колебаний.

Свою творческую биографию Сапунов начал как последователь И.И. Левитана, у которого учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После лирических пейзажей в творчестве молодого художника появляется новая тема – перед нами оживает пышный и манерный век Людовика XV – Короля-Солнца, век церемониального этикета, глубоких поклонов, пышных туалетов, век беспрестанных придворных празднеств с масками.

В картинах Сапунова эти празднества выглядят как стройное, прекрасное зрелище, но зыбкое, как сновидение, готовое тотчас же сгинуть, рассеяться, словно туман. Всё погружено в мглистую атмосферу приглушённо сиреневых, розовых, зеленоватых тонов, едва озаряемую золотистым мерцанием фонариков…(«Менуэт», «Маскарад», «Ночной праздник»).

К этим работам близка и небольшая картина «Фейерверк» из нашего музея. Изображён карнавал перед ажурными воротами парка. Ярко вспыхивающие на синем ночном небе розовые гирлянды фейерверка освещают группу веселящихся дам и кавалеров.

Художников того времени очень интересовал XVIII век, они поэтизировали его, откровенно любовались им, но у них часто проскальзывала и ирония ко всей светской мишуре, мелким любовным интригам. Это двойственное отношение автора к изображаемому чувствуется и в нашей картине.

Со временем Сапунов стремиться преодолеть театральную условность своих работ и подойти к самой толще народного быта. Отсюда – его тяга к фольклору. И вот в изысканные красочные гармонии Сапунова врываются яркие, пестрые, крикливые краски ярмарочного балагана, которые могут показаться вульгарными и грубыми. Картины строятся на любимом трезвучии синего, желтого, оранжевого. Сапунов очарован прелестью народного лубка, крестьянских расписных прялок, народной керамики – отсюда эта цветистость.

В этих работах сказалась мечта войти в хоровод народного праздника, и для того, чтобы полнее слиться с народной стихией, отречься от всех изысков культуры – мечта, характерная для многих людей искусства в то время. Не только большая красочность характерна для последнего творчества Сапунова – он переходит к новым сюжетам, обращается непосредственно к современной русской действительности, пишет картины на русские бытовые темы. Эти картины художник не завершил. Впервые показанные на посмертной выставке его произведений ( в 1914 году), они явились полной неожиданностью для ценителей его таланта. Оставленные Сапуновым многочисленные бытовые зарисовки полны горечи и сарказма: они продолжают разоблачительные тенденции передвижников. Вместе с тем, художник стремиться в них к широким обобщениям, его гротескные образы приобретают символическое значение.

В одной из последних работ в картине «Чаепитие» - художник словно сказал себе: довольно любоваться затейливой красотой маскарадов и ярмарочных подмостков! Вот он, без масок и прикрас, густой и гнетущий мещанский быт, давящая каждодневность русской провинции.

С необычайной остротой чувствуя красоту окружающего мира, Сапунов старался передать своё восхищение этой красотой в великолепных натюрмортах.  Он никогда не писал предметов повседневного быта – художника привлекают только вещи, прекрасные сами по себе, например, цветы. Цветы у него светятся, составляют аккорды, образуют пленительные цветовые феерии.

На нынешней выставке зрители увидят два натюрморта Сапунова из собрания нашего музея. Обе работы изображают цветущие гортензии. Необыкновенное впечатление оставляет натюрморт, написанный маслом. Гортензии заполняют всё поле картины и готовы выступить за её пределы. Картина строится на богатейшей гамме оттенков гортензий, притом только голубых.

Размеры газетной статьи не позволяют рассказать о театральном творчестве Сапунова – самой, пожалуй, интересной, стороне творчества самобытного художника. Пусть читатель сам придет в музей и познакомиться с театральными эскизами Сапунова – на сей раз, правда, в репродукциях.

Т. Сидельникова, старший научный сотрудник Чайковского художественного музея.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня в галерее

Цветы сада Мории

Цветы сада Мории

Иосиф Капелян - профессиональный художник, окончил Ленинградское художественно-педагогическое училище и Минский театрально-художественный институт (отделение графики). Жил и работал в Белоруссии в Минске, а потом переехал в Израиль. Сначала был членом Союза художников СССР, а потом и Союза художников Израиля. Его картины демонстрировались на 38 персональных и 208 групповых выставках. Им создано множество графических серий, оформлены многие книги.
О галерее

Друзья галереи

Администрация г. Чайковский Веб-студия Бонфи
Instagram

chaik_gallery

наверх наверх