+7 (34241) 4-76-05 г. Чайковский, ул. Мира, д. 21

Часы работы: 10:00-17:00

Выходной: понедельник

Страница истории

Опубликовано 9 сентября 1972 г.

В самом первом зале галереи выставлена картина, написанная почти два века назад и воскрешающая события ещё более отдалённые – третий век до нашей эры, Древняя Греция…

Александр Македонский, прозванный Великим, отправился в поход против царя персов Дария, но, простудившись, задержался в Киликии. Врачи не решались лечить его, боясь в случае неудачи навлечь на себя гнев македонян, земляков царя. Лишь один Филипп решил поставить дружбу с Александром превыше опасности для себя самого и убедил царя выпить приготовленное им лекарство. Но неожиданно царь получил письмо от некоего Пармениона, где говорилось, что Филипп подкуплен Дарием и должен отравить царя. Александр не показал никому письмо и спрятал его под подушку. И вот, неся чашу с лекарством, вошёл Филипп. Царь передал ему письмо, а сам без колебаний доверчиво взял лекарство. Пока он пил, Филипп читал. Затем оба одновременно взглянули друг на друга. На ясном, открытом лице Александра отражалось благоволение и доверие врачу. Филипп же, возмущенный клеветой, то взымал руки к небу и призывал богов в свидетели своей преданности, то бросался к ложу царя и умолял о доверии…

Эти события, изложенные в знаменитых «Жизнеописаниях» Плутарха, и передал в своей картине один их первых русских исторических живописцев Г.И. Угрюмов. Возможно, эта так называемая «конкурсная» картина, написанная ещё в период учебы в Академии Художеств, где Угрюмов провёл долгие 15 лет.

Неизмеримо важней портретов и пейзажей в Академии Художеств XVIII века считались исторические картины. Подчеркивая их воспитательную речь, поэт Сумароков говорил, что они «умножают геройский огнь и любовь к отечеству». Воодушевленные идеями эпохи художники воспевали  в своих картинах героев отечественной истории и античности, их подвиги и гражданские доблести.

Так и в нашей картине Угрюмов стремился к наиболее яркому и доходчивому воплощению идеи человеческого благородства, дружбы, доверия. Его не привлекало документально точное воспроизведение древнегреческих костюмов и быта. В картине много условностей. В композиции есть что-то от театральных постановок. Действие происходит в полутьме шатра, полог его откинут, как занавес, на возвышении стоит ярко освещенное царское ложе, жесты подчёркнуто эффектны. Царственно великолепный Александр спокоен и доверчив. Филипп с искренним негодованием отбрасывает клеветническое письмо, соратники царя изумлены и встревожены. В передаче напряжённых эмоциональных состояний художник, может быть, кое-что и утрирует, заметны погрешности и в рисунке, но надо сделать скидку на то, что это всего лишь первые шаги русской исторической живописи.

Это начало той дороги, которая приведёт впоследствии к величественным созданиям Брюллова, Сурикова, Репина.

Е. Шумилов, искусствовед.

"Огни Камы", рубрика - Сокровища нашей галереи.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня в галерее

Волшебная Словакия

Волшебная Словакия

25 апреля в 15:00 состоится открытие выставки фотохудожника Ладислава Стругара "Волшебная Словакия" по инициативе Словацкого института при Посольстве Словакии в РФ. На открытии будет присутствовать директор Словацкого института (г. Москва) Ян Шмигула и куратор словацкого искусства в России Алла Нуждина. Фотографии с открытия здесь.

Друзья галереи

Администрация г. Чайковский Веб-студия Бонфи

Instagram

chaik_gallery

наверх наверх