+7 (34241) 4-76-05 г. Чайковский, ул. Мира, д. 21

Часы работы: 10:00-17:00

Выходной: понедельник

Спасибо, Александр Семёнович!

Опубликовано 1 декабря 1970 г.

Вам не знакомо это имя? Признаться, я и сам услышал его совсем недавно. А вот теперь, познакомившись с этим удивительным человеком, хочу, очень хочу, чтобы узнали о нем и вы, чтобы узнало о нём как можно больше людей. Александр Семенович достоин этого.

1

Когда приходишь в художественный музей или картинную галерею незнакомого города, да к тому же приходишь в первый раз и не знаешь, что тебя там ждёт,— особенно радостной бывает встреча с известными, прославленными мастерами. Я не говорю о Третьяковке в Москве и не менее популярных Эрмитаже и Русском музее в Ленинграде — об их сокровищах мы бываем наслышаны еще задолго до первого, «личного» знакомства. Я говорю о том, как неожиданно-радостны бывают встречи с Репиным или Суриковым, Саврасовым или Шишкиным где-нибудь в Горьком или Перми, в Рязани или Саратове.

Сейчас я хожу по залам незнакомой мне картинной галереи, и меня постепенно начинает охватывать радостное волнение: я вижу доселе неизвестные мне картины очень и очень известных мастеров. Вот тот женский портрет, похоже, кисти Кипренского. Удостоверяюсь — Кипренский! Рядом несколько портретов его современника художника Орловского. Далее великолепные пейзажи Лагорио. Особенно хорош морской пейзаж: жёлтую солнечную кромку берега омывает голубоватая, с прозеленью и тоже как бы пропитавшаяся солнечным светом вода. А вот сразу несколько полотен Брюллова: «Портрет девушки», «Храм Весты в Риме», «Портрет архитектора Болотова», «Женский портрет».

А это — издали видно — это, конечно, певец русской деревни Венецианов. В нелёгкой жизни русского крестьянина с его непосильным трудом он находил свою поэзию. На небольшой картине — крестьянский сарай. Картина так и называется: «В сарае». Рослый, сильный крестьянин задает сено лошади, а его жена сидит поблизости, вяжет, подле матери играют дети. В сарае полутемно, а из растворенного настежь окошка бьёт ослепительный сноп солнечного света, мягкие блики ложатся на лица матери и детей, сообщая всей картине поэтическое звучание.

Перехожу в следующий зал. На меня из скромной рамы глядит девушка, очень похожая на знаменитую «Кружевницу» Тропинина. На всякий случай опять удостоверяюсь: Тропинин «Девушка за работой». Возможно, вариант «Кружевницы». Дальше великолепные морские пейзажи Айвазовского. Не менее известен и Иванов с его «Явлением мессии народу». Здесь два эскиза к этой знаменитой картине. Останавливают внимание написанные с блеском (хотя и несколько «академическим» блеском) картины Бронникова «Итальянский мальчик» и «Окраина Рима»...

Не только у знатоков искусства, а и у простых любителей живописи, читающих эти строки, давно уже, наверное, вертится на языке вопрос: да где все это увидел автор?

Вопрос естественный, и я на него обязательно отвечу. Однако мы посмотрели только один этаж, только половину экспозиции этой неизвестной галереи. Так что давайте уж немного повременим с вопросами и ответами.

Вместе с другим посетителем — мужчиной лет сорока — мы поднимаемся на второй этаж. Теперь я смотрю на картины и время от времени на своего спутника: уж не впадаю ли я, что называется, в ложный пафос? Интересно, как он будет реагировать на увиденное?

Перед нами картины художников второй половины XIX и первой половины XX веков. И реагируем мы, в общем-то, одинаково: всё так же удивляемся и радуемся. Здесь Суриков и Репин, Шишкин и Нестеров, Левитан и Коровин. Все эти художники представлены довольно широко. Разве что Шишкин и Нестеров по две-три вещи, а картин и набросков Левитана более десятка, Коровина — тоже. Рядом с Коровиным - пейзаж Серова, рядом с суриковскими портретами и эскизом «Боярыни Морозовой» — картины братьев Васнецо­вых. Неповторимый Куинджи: вся вроде бы сплошь зеленая «одноцветная» картина, но сколько оттенков и переходов этого зеленого цвета!

На той стене зала—пейзажи и эскизы к декорациям Александра Бенуа, а на этой — несколько пейзажей Поленова, того самого Поленова с его светоносной палитрой, про которого современники говорили, что в его красках словно бы растворено солнце... Отличный автопортрет Врубеля, авторское повторение «Мокрого луга» Васильева»...

Едва войдя в соседний зал, мой спутник остановился и замер. Он остановился в некотором отдалении от висевшей у окна картины и не торопился подойти поближе, чтобы прочесть ее название и имя художника. Да в этом и нет большой необходимости. Даже не будучи знатоком живописи, Рериха вряд ли спутаешь с каким-нибудь другим художником. На переднем плане срубленный топором суровый и вместе с тем будто бы сказочный храм посреди обнесенного тыном монастырского подворья, застывшие фигуры монахов и дорога, уходящая вдаль, в поля и леса, распростершиеся до самого горизонта... Наш русский север. Словно сама история России, сама вечность глядит на тебя с картины.

Еще одна работа Рериха. А на соседней стене — пейзаж мягкого, поэтичнейшего Борисова-Мусатова, резкого и яркого Архипова, несколько портретов кисти Кустодиева, чудесные иллюстрации Билибина к русским сказкам... Впрочем, остановлюсь: перечислительное описание картинной галереи — дело вдвойне неблагодарное: оно утомительно для читателя и обидно для художников. Добавлю лишь, что и советское искусство представлено тоже довольно широко. Назову хотя бы Пластова, Рылова, Кончаловского, Крымова, Сычкова… Особенно богато представлен Кончаловский — чуть не целая стена! — и особенно хорош его «Микула Селянинович». Могучий богатырь, пахарь и защитник русской земли с несокрушимым спокойствием сидит в седле, положив десницу на рукоять огромного меча. Впечатляющее зрелище! Так именно и отозвался об этом полотне мой спутник.

2

A теперь, наверное, пора, наконец, сказать, где всё это можно увидеть. И вы, надо думать, немало удивитесь, если я назову совсем и не великий, совсем и не древний город на Каме — Чайковский. Вырос он вместе со строительством Воткинской ГЭС — ему только в феврале будущего года стукнет десять лет.

Но откуда взялись в этом молодом городе такие сокровища русской живописи?

Жигалко… Помните, я называл это имя? Так вот, собрал эту прекрасную коллекцию и подарил молодому городу москвич Александр Семёнович Жигалко.

Не надо пояснять, что собирал он коллекцию не одни год и даже не один десяток лет. Первую картину Александр Семёнович купил на толкучке в 1906 году. Это была работа Репина. Неплохое начало! Постепенно собирательская страсть полностью завладела инженером-путейцем Жигалко, стала смыслом его жизни.

Шли годы, и количество картин в его доме росло. Где он их только не отыскивал! Он и реставрировал картины сам. Тут не лишне добавить, что Жигало не только коллекционер, но и художник! Учился во ВХУТЕМАСе, работал в мастерской знаменитого Архипова, был близко знаком с Коровиным.

Правда, по свойственной ему скромности Александр Семёнович и по сей день именует себя инженером. А он ещё и хороший, интересный художник. Поглядели бы вы его картину «Поляна в лесу под Загорском». Отличная вещь! И в картинной галерее города Чайковского есть специальный зал, в котором экспонированы работы Жигалко.

Лучше бы без цифр, но цифры тоже бывают красноречивыми. Всего подарил Александр Семёнович городу Чайковскому около четырёх тысяч произведений живописи, графики и скульптуры. Четыре тысячи! Вместе с картинами Александр Семёнович отправил в город Чайковский большую часть своей богатейшей библиотеки. Здесь книги, посвященные живописи, монографии о различных художниках, альбомы репродукций. Ему хотелось, чтобы люди, интересовавшиеся тем или иным произведением, выставленным в галерее, могли бы как можно больше узнать о его создателе.

Не только собрать – разместить такую огромную коллекцию картин, сделать их доступными для всеобщего обозрения, и то дело непростое.

И, отдавая должное великодушному, я бы сказал, воистину патриотическому поступку Александра Семёновича Жигалко, нельзя обойти молчанием имена людей, благодаря заботам и хлопотам которых частная коллекция стала картинной галереей. Она нынче занимает два этажа большого светлого здания. «Изысканию» этого прекрасного здания и его переделке под музей всемерно содействовали секретарь горкома партии Михаил Николаевич Назаров, председатель горисполкома Владимир Иванович Столяров, директор музея Николай Петрович Кузьмин, а также заместитель министра нефтехимпрома Василий Андреевич Марушкин. Сейчас они думают о расширении экспозиции, так как много робот за неимением места пока находится в запасниках. Некоторые полотна ещё ждут установления авторства, другие нуждаются в реставрации. Кстати, над составлением подробного каталога галереи с большим энтузиазмом работают молодые научные сотрудники Тамара Сидельникова и Людмила Богданова.

Может, кому-то покажется, что в своём рассказе об уникальной коллекции Жигалко, а ныне картинной галерее города Чайковского, я хоть и без умысла, но допустил большие ли, малые ли преувеличения. Не слишком ли, мол, много восклицательных знаков, не слишком ли субъективны авторские оценки? Что ж, давайте сравним мои впечатления с мнениями других. Раскроем книгу отзывов.

«Открытие картинной галереи в г.Чайковском – это радостное событие для всех жителей Прикамья. Многие её экспонаты достойны любого художественного музея.
Сердечное спасибо А.С.Жигалко за этот дар!
Сердечное спасибо всем чайковцам, которые участвовали в создании галереи.
20-11-1970, Лутошкин».

Это первая запись. Чуть ниже более эмоциональная:

«Открытие картинной галереи – это здорово! Мы, горожане, очень благодарны коллекционеру-художнику А.С.Жигалко за великолепное собрание произведений искусства».

А вот отзыв серьёзный и достаточно авторитетный:

«Коллекция А.С.Жигалко – показатель великолепного вкуса и бескорыстия её собирателя. Работы А.С.Жигалко – свидетельство его серьёзного внимания к искусству и душевной щедрости. От души спасибо! Искусствовед А.Доминин».

Пишут учащиеся, рабочие, врачи, учителя, работники детсадов, столовых. И во всех отзывах всё те же слова восхищения и благодарности.

Ученицы 10-го «Б» класса школы №2 ставят в прямую связь открытие галереи с будущим своего родного города:

«Мы говорим большое, большое спасибо А.С.Жигалко за его огромный и мудрый труд. Сейчас, проходя по залам, просто не веришь своим глазам, что все картины собраны Вами, Александр Семёнович! Особенно нам понравились картины Серова, Левитана, Шишкина… У нашего города большое будущее. Ещё раз спасибо».

У города действительно большое будущее. Его жители- строители, химики, текстильщики – молоды, а значит всё у них ещё впереди.

Интересен отзыв Нины Черкасовой:

«Я была в Третьяковской галерее ещё маленькой, и у меня от неё осталось такое радостное, светлое и большое впечатление. Сейчас, когда я пошла в нашу галерею, у меня ощущение чего-то большого повторилось. Просто даже не верится, что наш Чайковский имеет такую галерею».

В музей идут поодиночке, идут семьями, целыми классами, да что классами – школами! Идут и едут из окрестных сёл и деревень. Кто-то уже успел побывать здесь дважды и трижды.

«Галерея – школа, которая помогает постигнуть прекрасное» - эта мысль, по-разному выраженная, присутствует почти во всех записях.

…Слава о новоявленной картинной галерее уже вышла за пределы города и его окрестностей. Побывал здесь преподаватель Пермского пединститута И.Иванин.

«Я ждал многого, - пишет он, - но то, что я увидел, превзошло все мои ожидания. Это чудо! Завидую жителям Чайковского, что они могут видеть подлинного Рериха, Кончаловского, Коровина…».

Рабочие Ижевского металлургического завода благодарят А.С.Жигалко «за то чувство возвышенного, которое даёт эта галерея каждому».

Летом огромными толпами хлынули в галерею туристы с проходящих по Каме теплоходов. И многие были «приятно поражены, что в маленьком городе увидели такие сокровища».

Восторженные туристы внесли предложение: выпустить открытку-сувенир с краткой биографией А.С.Жигалко и его портретом. А рабочие из Ижевска выражают пожелание, чтобы в галерее был установлен бюст собирателя картин. Что ж, предложения резонные.

Очень советую всем вам: при первой же возможности побывайте в городе Чайковском и посетите тамошнюю картинную галерею. Ей-богу, не пожалеете!

Семён Шуртаков.

«Работница», №2.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня в галерее

Оживший камень

Оживший камень

23 июня состоится открытие выставки Василия Ефремова "Оживший камень". На выставке представлены работы мастера из разных пород камня, таких как ангидрита, кальцита, талькохлорита, серпентина. В этом волшебном царстве ожившего камня вы можете встретиться с китенком и совой, котом и самодовольной надутой жабой и, конечно, здесь не может не присутствовать Хозяйка Медной горы. Работы Василия Николаевича Ефремова хранятся в музеях России, а также находятся в частных коллекциях России и Китая.

Друзья галереи

Администрация г. Чайковский Веб-студия Бонфи

Instagram

chaik_gallery

наверх наверх