+7 (34241) 4-76-05 г. Чайковский, ул. Мира, д. 21

Работа залов: 10:00-17:00

Выходной: понедельник

Потеря или находка?

Опубликовано 16 октября 1980 г.

Иногда нам, работникам музеев приходится слышать горькие слова, что вроде и дел-то у нас почти нет. Развесили, мол, картины, расставили прочие экспонаты, и на том вся работа на долгие годы закончилась. На самом деле всё обстоит совершенно иначе. Ведь самый незначительный музейный предмет требует тщательного изучения.

Закономерно, чем менее известен исследуемый объект, тем больше на него тратится сил и времени. О шедеврах мирового искусства известно, если не всё, то, во всяком случае, многое, о второстепенных вещах - иногда почти ничего.

Много неожиданностей, а порой и огорчений приносит исследовательская работа в нашей галерее. Как известно, прежде коллекция картин была частной, собирал ее любитель А. С. Жигалко, он сам и атрибутировал полотна, то есть определял авторов художественных произведений или, по крайней мере, время и место их создания.

В атрибуции картин допущено много ошибок, и вот уже несколько лет идёт изучение коллекции нашей галереи. Эта работа нередко идет по замкнутому кругу инвентарных розысков и лабораторных исследований. Но ведь от этого не застрахована ни одна исследовательская работа.

На «искусствоведческой карте» каждого музейного собрания всегда бывает много «белых пятен», над выяснением которых годами трудятся многие специалисты. Прослеживается по возможности, весь путь картины, исследуются её стилистические особенности при сравнении с бесспорными произведениями и так далее. И на этом пути исследователя часто ждут разочарования, зато сколько радости приносит открытие нового имени.

Современная наука пользуется многими средствами и методами при изучении произведений искусства. Сейчас ни один музей не обходится без микроскопического и химического исследования холста, дерева, грунта, красочного слоя, просмотра и фотографирования в рентгеновских, ультрафиолетовых лучах и гамма-излучениях. Заключение этой экспертизы почти всегда имеет решающее значение. Такую тщательную проверку прошли и некоторые полотна нашей галереи. Расскажу о результатах одной из них, которая преподнесла нам сюрприз.

Пять лет назад чайковцы впервые познакомились с женским портретом работы Д. Г. Левицкого. Реставратор О. М. Ревин полгода работал над полотном, состояние которого было угрожающим: лак разложился, красочный слой потух и растрескался, по всему полотну было рассыпано огромное количество красочных утрат чуть побольше булавочного укола. Чья-то неумелая рука кое-где подновила авторскую живопись, изменив при этом первоначальный замысел портрета.

После реставрации лицо портретируемой совершенно изменилось. Из благодушного оно превратилось в надменное, несколько отчужденное лицо молодой, красивой женщины.

По сложной и тонкой технике живописи: преобладанию лессировок, почти невидимому мелкому мазку, блестящей эмалевой поверхности и тому, что в живописи подмалевка завершающих слоев в портрете настолько тонка, что отчетливо просматривается даже невооруженным глазом серый грунт, а это в значительной степени определяет общий серебристый колорит - из всех этих и других стилистических признаков решили, что портрет несомненно относится к последней четверти XVIII века.

Полученный от А. С. Жигалко как работа Д. Г. Левицкого, портрет так и был определен многими сотрудниками галереи. Об его втором рождении писала С. В. Ревина в газете «Звезда», неоспоримо утверждая, что это уникальная работа Д. Г. Левицкого.

Действительно, Д. Г. Левицкий в 80-х годах XVIII столетия уделял много внимания развитию так называемого «промежуточного типа» портрета, сочетающего в себе элементы народности и интимности. К этому же типу относится и имеющийся в нашей галерее портрет. Камерная по размеру и композиции работа имеет элемент народного портрета - тяжелый занавес на фоне. Но некоторые сомнения вызывала психологическая характеристика, иная, чем Д. Г. Левицкого. Для него свойственна подача чувства сословного достоинства, смягченного оттенком снисходительного доброжелательства, адресованного зрителю. Здесь же молодая женщина настолько замкнута в себе, что об обращении к зрителю, снисхождении к нему говорить не приходится. И еще одно обстоятельство вызывало сомнения. Мы знаем Д. Г. Левицкого как общепризнанного мастера передачи материальных предметов. Здесь же о фактуре тканей наряда женщины можно только догадываться, а складки платья напоминают зарисовку с гипса, а не мягкие драпировки. Все это вместе взятое послужило причиной того, что в экспозиции портрет был выставлен под авторством Д. Г. Левицкого со знаком вопроса, а в 1977 году, экспертной комиссией был переименован в работу неизвестного художника.

Не нужно говорить, как хотелось бы нам иметь в коллекции подлинную работу Д. Г. Левицкого. Поэтому все с нетерпением ожидали результатов экспертизы. Ответ Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря был неожиданным. Эта работа, судя по техническим приемам, написана по заказу русской дворянки иностранным художником, работавшим в России.

Разочарование? Да. Но разочарование одностороннее, оно в потере имени великого художника для коллекции галереи. Вместе с потерей мы имеем приятную находку - блестящую рабoту пока неизвестного иностранного мастера. Не секрет, что в XVIII веке в России работали многие иностранцы, дававшие подчас в портрете не очень глубокие психологические характеристики. И их живописному мастерству учились наши отечественные художники, так как иностранцы привозили в Россию классические приемы живописи, складывавшиеся в Европе веками. Работы иностранных художников, написанные в России, являются достоянием нашей культуры, и поэтому наш «Женский портрет» имеет большую музейную ценность, и работа над ним будет продолжаться.

Л. Корякова, главный хранитель Чайковской художественной галереи.

«Огни Камы»

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня в галерее

Следуя вековой традиции

Следуя вековой традиции

Передвижная выставка создана благодаря мастерской церковно-исторической живописи под руководством профессора Крылова А. К. Санкт - Петербургской Академии художеств им. И.Е. Репина. Проект существует уже два года и наш город станет девятым, принимающим в своих стенах копии древних фресок.
О галерее

Друзья галереи

Администрация г. Чайковский Веб-студия Бонфи
Instagram

chaik_gallery

наверх наверх