+7 (34241) 4-76-05 г. Чайковский, ул. Мира, д. 21

Часы работы: 10:00-17:00

Выходной: понедельник

Мастера акварельного портрета

Опубликовано 18 ноября 1972 г.

Один из залов нашей галереи отведён под акварельные портреты. Это редкие произведения, в музеях их увидишь не часто. Большинство подобных портретов хранятся в запасниках от губительного для акварели дневного света.

Акварель, то есть живопись водяными красками, одна из самых изысканных техник. Прозрачность, чистота, звучность этих красок позволяют художникам передавать всю красоту окружающего мира. Казалось бы, несложная техника, но доступна она не каждому. В акварели невозможны поправки и исправления и потому она требует особого мастерства, особой точности и меткости каждого мазка.

В России искусство акварели было всегда высоко развито. А особенный расцвет падает на первую половину прошлого века. Широко распространённые тогда камерные акварельные портреты прочно вошли в быт и заменяли сегодняшние фотокарточки. Предшественником нового жанра была портретная миниатюра на слоновой кости. Одним из тех художников, кто способствовал развитию акварельного портрета в самостоятельный жанр, был П.Ф.Соколов. Посетители галереи могут увидеть несколько первоклассных образцов его искусства. Замечателен «Семейный портрет», где художник смог передать атмосферу умиротворенности, человеческой гармонии. Он любовно выписывает мельчайшие детали, будь то детский башмачок или какая-нибудь складка. Тщательность в передаче фактуры различных материалов, глубокий гуманизм в характеристиках могут быть сравнимы в данном случае лишь с одновременными камерными портретами П.Федотова. Более ранним является «Портрет жены скульптора Витали». В нём Соколов ещё не вполне отошёл от привычных традиций миниатюрного портрета, он словно вычерчивает акварельной кистью мелкие штришки. Тем не менее, и здесь художник поражает своим талантом тонкого психолога, своей яркой колористической одарённостью.

П.Ф. Соколов явился родоначальником целой династии. Его сыновья Александр и Пётр также занимались акварельной живописью. Правда, они не смогли превзойти мастерство отца. К тому же появившийся в те года дагерротип (фотография) оказывал заметное влияние на развитие акварельного портрета, вытесняя его и превращая его в простого отобразителя внешности. Поэтичность, непосредственность были уже утрачены. Но и их работы имеют немалое значение в истории русского искусства. Наша галерея располагает несколькими акварелями сыновей П.Ф.Соколова. «Женский портрет работы Александра, ставшего впоследствии профессором акварельной живописи, запоминается изысканной серебристой гаммой, виртуозной передачей бархата, меха, кожи. Изображённая женщина некрасива, но художник смог найти особую красоту в её выразительном, словно излучающем ласковое тепло, взгляде. Экспонируемый рядом «Женский портрет» работы Петра более сух по живописи. Художник стремился создать образ идеальной красавицы: закутанная в белый бурнус молодая женщина с классически правильными чертами лица.

Интересны акварельные портреты и других мастеров. Довольно редок «Женский портрет» М.Воробьёва. Этот художник обычно воспевал красоту Петербурга, портретов же у него почти не было. В нашем портрете Воробьёв со всем присущем ему изяществом колорита и ясным пониманием специфики акварели создаёт удивительно меткий поэтический образ женщины пушкинской эпохи. Романтически приподнятый образ создан А.Орловским в «Мужском портрете». Этого художника, близкого к декабристам, привлекали всегда волевые мужественные люди, яркие характеры. В его портрете использовано живописное освещение, насыщенный темный фон.

Крупнейшим живописцем, владевшим всеми тайнами искусства акварели, был К.Брюллов. Акварель была ему подвластна так же, как и живопись маслом. Виртуозное владение рисунком, безупречная верность лепки форм, тончайшие цветовые градации – всё это присуще и его жанровым итальянским акварелям и листам из поездки в Грецию и Турцию, и в не меньшей степени акварельным портретам. Наша галерея обладает несколькими такими портретами, из которых, пожалуй, лучшим является «Портрет архитектора Болотова».

Акварельный портрет был особым, неповторимым явлением в русском искусстве первой половины XIX века. Лучшие его достижения продолжают радовать нас своей поэтической прелестью и отточенным мастерством.

Е.Шумилов, искусствовед.

«Огни Камы».

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня в галерее

Чебак пришел

Чебак пришел

27 апреля в 16:00 приглашаем на открытие выставки скульптуры Александра Кривошеина «Чебак пришел» (г. Воткинск). Вход свободный! Фоторепортаж здесь.

Друзья галереи

Администрация г. Чайковский Веб-студия Бонфи

Instagram

chaik_gallery

наверх наверх