+7 (34241) 4-76-05 г. Чайковский, ул. Мира, д. 21

Часы работы: 10:00-17:00

Выходной: понедельник

Театр Чайковского

Выставка проходит с 27 февраля 2015 г. по 30 апреля 2015 г.

Сценография из фондов музея-усадьбы П.И. Чайковского. Проект приурочен к 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского.

«Театр Чайковского» – выставка сценографии произведений Чайковского, на которой  представлены коллекции костюмов, эскизов декораций и костюмов из фондов музея-усадьбы. Проект приурочен к 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского, поэтому работа выставки продолжится до конца апреля (25 апреля по старому стилю – день рождения композитора).

На выставке представлены эскизы декораций и костюмов к операм "Евгений Онегин", "Пиковая дама", балетам "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица" и к весенней сказке "Снегурочка".

Эскизы созданы  художниками в разное время, выполнены в разнообразных техниках и предназначены для спектаклей, поставленных на сценах многих театров нашей страны. География этих постановок чрезвычайно широка: от Москвы до Новосибирска. Благодаря такому богатству материала зритель может сравнивать представленные на выставке эскизы,  что дает возможность видеть уникальное прочтение классического произведения и безграничную фантазию каждого художника.

На выставке представлены многие известные художники: Юнович С.М., Поваго Н.Ю., Севастьянов И.В., Щеглов М.С., Арефьев В.А., Стенберг Э.Г., Бенедиктов С.Б. , Старженецкая Т.Г. и Старженецкая И.А. 

Выбор стилистического решения, выбор материала подсказывает само произведение, восприятие его художником. Так, эскизы М. С. Щеглова к сказке "Снегурочка" созданы в народной стилистике и  поражают буйством красок, среди которых преобладает красный. Работы С.М.Юновича к "Спящей красавице" отличает нежная женственная розово-лиловая гамма, мягкость линий и размытость контуров. Эскизам Н.Ю. Поваго свойственна подчеркнутая строгость, точность и графичность языка.

Посмотреть репортаж с открытия выставки

 О творчестве некоторых художников стоит рассказать подробнее.

Тамара Георгиевна Старженецкая – трудно представить себе историю отечественной сценографии без этого имени. Вся творческая жизнь ее связана с театром. В выборе профессии театрального художника, очевидно, сказалась домашняя атмосфера. Ее мать и бабушка были балеринами. Старженецкая  - во многом художник-импровизатор. К каждой новой театральной постановке она приступала без готовых схем, погружаясь в произведение интуитивно. Каждая тема диктовала особое стилистическое решение, подсказывала все, вплоть до выбора материала – масло, темпера, акварель. Художница всецело полагается на свои представления, воображение, фантазию. С именем Чайковского в судьбе Старженецкой связано многое. Одно перечисление произведений, над которыми в разные годы работала художница, дает представление о глубине этой привязанности: балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама". Эскизы, представленные на выставке - яркие, красочные, написанные размашистыми, уверенными мазками – неизменно притягивают взгляд. Дочь Тамары Георгиевны – Ирина - в детстве занималась балетом, затем вместе с матерью стала выполнять эскизы к спектаклям. Ее эскизы "Щелкунчика", представленные на выставке, - тонкие шпили средневековых зданий на фоне высокого ночного неба, серебряная рождественская ель, миниатюрные фигурки в ярких фантастических костюмах – оставляют впечатление сказочности, нереальности происходящего.

Энар Георгиевич Стенберг – художник, полвека отдавший работе в театре. Он оформил более трехсот спектаклей в столицах и провинциальных городах, в родной стране и за рубежом. Ему подвластны разные жанры, но настоящих успехов Стенберг достиг в работе над драматическими и балетными спектаклями. Именно здесь раскрылся присущий ему особый тип сценического мышления, в основе которого способность почувствовать и тонко передать "нерв", атмосферу произведения. Энар Георгиевич происходит из семьи потомственных декораторов. Первую большую работу он выполнил в 1962 году. 

 "Художник, как и актер, зачастую ухватывает едва уловимые черточки, "запахи", ускользающие движения, проникается специфической атмосферой происходящего в пьесе, oтбирая таким образом то, что необходимо для создания изобразительного решения сценического произведения" - так определяет роль художника в театре Энар Стенберг.

Главный художник Государственного академического Малого театра, участник самых престижных Московских и Международных выставок театрально-декорационного искусства, Энар Георгиевич Стенберг родился в Москве (29 июня 1929 года). После окончания учёбы (1956 г.) на факультете театрально-декорационной живописи в институте им. В.И.Сурикова принят в члены Союза художников СССР. Дипломная работа - эскизы декораций к трагедии В.Шекспира "Отелло". Представленные на выставке в Центральном Доме актера, они сразу же привлекли внимание театральной общественности.

С 1957 по 2000 год Э.Стенберг оформил около 300 спектаклей в крупнейших театрах Москвы (МХАТ им. М.Горького, Малый театр, ГАБТ, Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, Театр им. В.Маяковского); Санкт-Петербурга (Театр оперы и балета им. С.М.Кирова, Малый театр оперы и балета); Кишинева, Еревана, Новосибирска, Горького, Минска. В качестве сценографа Э.Стенберг участвовал в театральных постановках за рубежом (Германия, Чехословакия, Япония).

Стенберга считают новатором в театре, но его новаторство базируется на высоком профессионализме и глубоком знании мировой и отечественной  художественной  культуры. Стенберг любит и умеет слушать музыку. "Я всегда любил музыку и видел ее в образах. Музыка ближе всего к изобразительному искусству. Есть композиторы, которые колоритны, как живописцы", - говорит Энар Георгиевич. К последним он относит и Чайковского. Художник строго относится к цвету. Его палитра изысканна и сдержанна. Она сродни графике, но вместе с тем монументальна. Декорации Стенберга не отвлекают внимание зрителя, а сосредотачивает его на главном. На выставке представлены эскизы и полумакеты декораций Э.Г.Стенберга к "Пиковой даме".

Рядом с именем Стенберга неизменно возникает имя Поваго Натальи Юрьевны.  Имена художников хорошо известны в мире искусства в России и за рубежом. Они работают и вместе, и самостоятельно (в совместных постановках Н.Поваго - художник по костюмам). Драма и опера, балет и мюзикл, цирк и эстрада - сфера деятельности сценографов необычайно многогранна! Э.Стенберг и Н.Поваго обладают редким даром воссоздавать на театральной сцене среду, которая всегда внутренне оправданна для характеров и персонажей, а главное - созвучна традициям и духу театра, в котором ставятся спектакли.

Наталья Поваго - член Союза художников, участник многочисленных всероссийских и зарубежных выставок театрально-декорационного искусства, она не просто создает визуальный образ спектакля, а придает ему яркую стилистическую завершенность. Наиболее полно ее творческий дар реализовывается в музыкальном театре (в оформлении оперных и балетных спектаклей). В костюмах и декорациях художника были осуществлены спектакли в Московском классическом балете В.В.Смирнова-Голованова, Детском музыкальном тeaтрe, Московском театре оперетты, а также в театрах Германии, Чехословакии, Японии. Как и Энар Стенберг, Наталья Поваго продолжает в своём творчестве лучшие традиции русского театрально-декорационного искусства. 

Экспозицию дополняет коллекция костюмов. Среди них – костюмы Онегина и Татьяны из оперы «Евгений Онегин» и костюмы гостей из «Лебединого озера».

Яркие красочные эскизы, костюмы прошлых эпох, - все это воссоздает на выставке праздничную сказочную атмосферу театра.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня в галерее

Чебак пришел

Чебак пришел

27 апреля в 16:00 приглашаем на открытие выставки скульптуры Александра Кривошеина «Чебак пришел» (г. Воткинск). Вход свободный! Фоторепортаж здесь.

Друзья галереи

Администрация г. Чайковский Веб-студия Бонфи

Instagram

chaik_gallery

наверх наверх